как выбрать подарок ребенку на новый год
Фото
Jessica Lee Photography/Getty Images/Image Source
Юлия Че
Юлия Че
Психология

специалист по нейромаркетингу, гипно-коуч

Сколько денег вы потратили на празднование Нового года? Все ли расходы были оправданы? А сколько новых игрушек получил ваш ребенок, и каждая ли была ему так уж нужна? Достаточно ответить на эти вопросы, как становится понятно — мы, родители, часто идем на уступки детям да и самим себе. Покупаем тонны одноразовых игрушек, которые лишь захламляют дом. Именно так мы воспитываем в детях бездумных потребителей.

Компания Ipsos New Generation опубликовала любопытные исследования по итогам первого полугодия 2021 года. Согласно их данным, 64% детей, живущих в городах-миллионниках России, огорчаются, что не могут купить все, что им хотелось бы. 79% детей мечтают стать богатыми (это желание еще возрастает к 13-15 годам). А вот стремление достичь богатства через обучение снижается с возрастом: с 74% в 7-9 лет до 71% в 13-15 лет.

Наследие эпохи дефицита

Каждый ребенок советского и постсоветского времени не понаслышке знает, что такое дефицит, когда было сложно достать буквально все — от колбасы до туалетной бумаги. В то время у многих сформировалась привычка покупать про запас, хранить лучшие вещи для особых моментов. Но уже в нулевые она переросла  в желание демонстрировать достаток с помощью одежды и аксессуаров разного калибра.

В новом десятилетии мы все еще ставим базовые потребности в приоритет, продолжаем овеществлять свои финансовые достижения, и учим этому и наших детей. Детей, у которых нет полного понимания, для чего мы покупаем вещи. Ребенок воспринимает все это как игру, закрепляя привычку покупать все подряд — без особой необходимости, при полном изобилии товаров в магазинах.

Социолог Эрих Фромм ввел в оборот понятие «общество потребления» в книге «Иметь или быть». Согласно его теории общество, окружая себя все новыми товарами, оставляет без внимания духовную сферу. То есть культура инвестировать в собственное развитие, образование и профессиональный рост остается на заднем плане. В итоге человек не получает удовольствия от труда и учебы, не ценит сам процесс.

Эксперт: «Балуя ребенка, мы воспитываем в нем мышление бедняка»
Фото
John Eder / Stone / Getty Images

Чрезмерное потребление — признак бедности

Наше благосостояние напрямую зависит от того, как мы размышляем и относимся к окружающим нас ресурсам. Это основной закон работы нейронов и влияние их на нашу жизнь.  

Интересно, что мышление бедняка работает в «обе стороны». Одни люди боятся расстаться с деньгами, живя на финансовом пределе. Другие зарабатывают, но намеренно избавляются от всех денег. Из ниоткуда появляются непредвиденные штрафы, пени, налоги. Похоже на мистику, но игнорировать зависимость просто глупо.

Французский историк Фернан Бродель отмечал, что любовь к чрезмерным покупкам характеризовала мышление бедного класса еще в XV–XVIII веках. В одной из своих работ он описывал, как скромно одевались состоятельные люди в Голландии и Франции. Проявлять излишнюю роскошь считалось верхом неприличия. В то же время дворянство при дворах французского и английского королей вело расточительную жизнь, а этот класс был намного беднее купечества.

Ошибки родителей, которые приводят к неосознанному потреблению

Причины, которые развивают в детях материализм, вывели ученые Университета Иллинойса. К ним относятся материальное поощрение за достижение определенных целей — от отличных оценок до попадания в состав футбольной команды. Подарки, компенсирующие отсутствие родительского внимание. Наказания — когда родители отбирают любимую игрушку за какой-то проступок.

Профессора колледжа подчеркивают: дети, получившие максимум материальных вознаграждений от своих родителей, скорее всего, будут продолжать вознаграждать себя материальными благами, когда вырастут. Бездумно и, скорее всего, незаслуженно.

Как воспитать ребенка добрым
Фото
Getty Images

Что еще мы делаем не так?

Работая уже со взрослыми людьми, которые пытаются найти причины неудач в бизнесе, я часто возвращаю их к истокам — в детство. Чаще всего воспоминания и установки оказываются похожими. Разберем пять основных. Именно они запускают бессознательную реакцию на ряд событий в деловой и образовательной сфере, что ведет к потерянным деньгам и упущенным возможностям. А чувство несостоятельности эти люди часто компенсируют через бездумный шопинг и напрасную трату денег, часто последних. 

1. Программируем и учим тревоге

Мы повторяем: «денег нет», «это не для меня», «цены опять выросли». Так появляется устойчивая тревога по отношению к деньгам. А мы всегда стремимся избавиться от того, что тревожит нас. Поэтому ребенок вырастает либо коллекционером ненужного хлама, либо человеком без денег. Тогда как в культуре потребления всегда есть место входящему финансовому потоку и разумному распоряжению им.

2. Опекаем и все запрещаем

Некоторые превращают шопинг в долгожданное семейное развлечение. Ребенок ждет этого с восторгом, ведь он, наконец, сможет получить новую игрушку и внимание родителей. 

А еще мы уверены, что знаем все о малыше: что он любит, чего хочет. Не пытаемся общаться с ребенком, чтобы понять его настоящие потребности. Не пытаемся развить таланты (те, что даны от природы, а не дань моде или семейной необходимости). Это философия рабства. Чаще всего мы выбираем то, что удобнее для нас. Если вы забрали у ребенка его вещь в назидание за проступок, то зафиксировали в его мышлении: бесполезно стремиться к чему-либо, это уйдет так же быстро, как и пришло.

какие книги читать ребенку
Фото
Getty Images

3. Манипулируем

Обещаем купить игрушку за хорошие оценки. Потому что это проще, чем выяснять причины лени или пытаться заинтересовать ребенка.

Психологи Стэнфордского Университета Марк Леппер и Дэвид Грин в 1973 году провели знаменитый эксперимент в начальной школе. Разделили малышей на три группы и попросили сделать рисунки. первой группе пообещали вознаграждение, вторую наградили неожиданно после занятий, а третья рисовала просто так. Спустя две недели тех же детей снова попросили нарисовать картинки, но уже без поощрения, на интерес. Вторая и третья группа взялись за задание с вдохновением. В первой группе, не получив информации о вознаграждении, отнеслись к заданию более чем прохладно.

Результатам исследования вняли сильные мира сего. Так Стив Джобс запрещал своим детям пользоваться продуктами своей компании. А за ужином они всей семьей чаще обсуждали книги. Фокус внимания — на развитие, диалог с окружающими. А это уже не про потребление, а про работу с ресурсами.

 4. Поощряем интерес к рекламе

Как много предложений для детей в роликах о новых куклах, машинках. Даже безобидные приложения в телефоне транслируют видеофрагменты новых игр. Этот информационный шум снижает концентрацию и меняет фокус внимания малыша. Поэтому советую ограничить время, проведенное у мониторов. А детские образовательные программы и фильмы скачивать и демонстрировать вне зоны доступа сети. 

5. Мы не воспринимаем детей как отдельную личность с талантами и потребностями

Нам проще выделить время для своих интересов, заняв ребенка новой игрушкой. А ведь так мы приучаем к системе чрезмерного потребления вместо того, чтобы приучать к общению с родными. Ребенок взрослеет и не знает, что проблемы можно обсуждать с близкими, а не заглушать их новыми покупками.

Эксперт: «Балуя ребенка, мы воспитываем в нем мышление бедняка»
Фото
Getty Images

5 советов родителям, как изменить ситуацию

  1. Помните, вы — пример для ребенка, он равняется на вас. Ваши решения, ежедневное поведение и даже отдельные фразы протаптывают дорогу к успеху. Или к психологу. 

  2. Исключите телевизор. Меньше мусора в пространстве ума — больше смысла в дальнейшей жизни.

  3. Не переборщите с инвестициями в ребенка. Слушайте его, он лучше знает, что ему нужно. Обучение, репетиторы кружки и секции — сферу выбирает ребенок, а качество и уровень — вы. И не путайте со своими детскими неисполненными желаниям. То, что хотелось вам — не всегда то, что интересно ребенку.

  4. Лучше хорошо, чем отлично. Позвольте ребенку и себе быть собой. Не навешивайте ярлыки надежд и собственных мечтаний. Он не просил его рожать, это было ваше решение. И дать ему то, что он хочет — ваша задача. 

  5. Никакого рукоприкладства, даже в шутку. Уверена, вы хотите добра и только добра. Но насилие рождает агрессию и следующее насилие. Малыш стерпит, вы даже его убедите в том, что он заслужил. А затем он примет  все это за норму. Как вы ведете себя с ребенком, так он воспринимает мир.