Как распознать талант своего ребенка — инструкция от профессора
Фото
Victoria Gnatiuk / Alamy
Александр Савенков
Александр Савенков
Психология

Директор института педагогики и психологии образования МГПУ, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор

В погоне за будущей успешностью ребенка многие родители пытаются вложить в него максимум знаний и развить как можно больше реальных и мнимых талантов. У некоторых малышей настолько плотный график, что практически не остается времени на игры и беспечное времяпрепровождение. Иногда ребенка с трех-четырех лет водят на 6–8 кружков и спортивных секций в неделю! В итоге дети не справляются, капризничают и отказываются выходить из дома. Как этого не допустить?

«Главная рекомендация — расширять сферу приложения усилий ребенка. Пусть он рисует, пусть считает, пусть пытается читать, играть в волейбол, играть и работать на компьютере. И со временем обязательно найдется сфера приложения, где он будет успешен. Сделать его одаренным нельзя, а сделать успешным можно. Часто неодаренные люди бывают очень успешными в жизни, а одаренным не удается реализовать свой потенциал. Одаренность нужна только психологам, а родителям и государству нужны успешные люди», — считает Александр Савенков.

Как понять, к чему склонен ваш ребенок

Родители часто делятся на два лагеря. Одни всеми руками «за» раннее развитие и с двух лет запихивают детей в кружки, не понимая, чего они хотят. Другие, наоборот, ждут, когда малыш сам скажет, что ему интересно и проявит максимальную заинтересованность в каких-либо занятиях.

Но внимательный родитель заметит предрасположенность к определенной сфере. Для этого стоит обратить внимание на определенные черты ребенка и сосредоточиться на их развитии.

Изобразительно-художественная одаренность

Обратите внимание на рисунки вашего ребенка:

  • В них нет однообразия. Ребенок может воспроизводить разные предметы, людей, явления и ситуации.

  • Пытается воспроизвести то, что ему понравилось.

  • Вдохновляется картинами, скульптурами и т. д.

  • Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

  • Любит использовать новые материалы для изготовления игрушек, коллажей, рисунков и т. д.

  • Не только рисует, но и лепит, создает художественное композиции, при этом без побуждения взрослых проявляет творческое начало.

  • Выражает через творчество свои чувства.

  • Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

  • Может сформулировать собственную оценку произведений искусства.

Музыкальная одаренность

Одаренность к музыке может проявляться по следующим параметрам:

  • Ребенок проявляет интерес к музыкальным занятиям.

  • Тонко подмечает характер и настроение музыки.

  • Хорошо поет.

  • В танец, песню, игру на музыкальном инструменте вкладывает много энергии и чувств. Выражает свои чувства через музыку и пение, танец.

  • Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или танцевальное мероприятие.

  • Хорошо играет на каком-нибудь инструменте, быстро его осваивает.

  • Сочиняет собственные мелодии.

Одаренность литературная

Обратите внимание, любит ли ваше чадо что-то из этого:

  • Сочинять рассказы или стихи.

  • Способен легко построить рассказ, отталкиваясь от завязки, сюжета или какого-либо конфликта.

  • Хорошо развита речь. Рассказывая о чем-то, не теряет основную мысль.

  • В рассказе придерживается необходимых деталей, опуская все лишнее.

  • Хорошо подбирает слова, которые передают эмоциональные состояния героев, свои переживания и чувства.

  • Склонен фантазировать, добавляет что-то новое и необычное, даже когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  • Умеет очень живо изобразить своих героев, может передать их характер, чувства, настроение.

Как распознать талант своего ребенка — инструкция от профессора
Фото
Roman Lacheev / Alamy

Одаренность артистическая

Ребенка точно стоит отдать в театральный кружок, если вы замечаете эти черты:

  • Легко входит в роль какого-либо персонажа.

  • Интересуется актерской игрой.

  • Изображая другого человека, меняет интонацию и манеру речи.

  • Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

  • Имеет богатую мимику и движения, через которые выражает чувства.

  • Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

  • Любит игры-драматизации.

Техническая одаренность

Вы сразу заметите, что у вас растет будущий инженер, технолог или конструктор новой техники, если он:

  • Интересуется механизмами и машинами.

  • Может исправить простую поломку в своих игрушках или создать новую поделку/игрушку из старых деталей.

  • Любит разбирать и изучать механизмы.

  • Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

  • Читает или просит читать журналы и статьи про устройство механизмов, приборов или про создание новых.

  • Любит обсуждать научные события, изобретения.

  • Любит конструировать модели.

  • Быстро осваивает компьютер и другую технику.

Одаренность лидерская

Вы должны наблюдать в ребенке следующие черты:

  • Инициативен в общении со сверстниками.

  • Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

  • Легко общается с детьми и взрослыми.

  • Улавливает мотивы поведения других людей.

  • Хорошо понимает недосказанное.

  • В играх обычно руководит.

  • Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки возраста.

  • Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм.

  • Обладает даром убеждения.

Одаренность спортивная

Ее точно стоит развивать, если вы заметите у ребенка:

  • Повышенную энергичность по сравнению с другими детьми.

  • Любовь к участию в спортивных играх и состязаниях.

  • Стремление побеждать в спортивных состязаниях.

  • Ребенок быстрее и выносливее сверстников.

  • Его движения легкие, великолепная координация.

  • Любит походы, игры на спортивных площадках.

  • Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.

  • Физически выносливее сверстников.