Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Саша Путри, Надя Рушева: яркие, но трагичные судьбы советских вундеркиндов — их помнят до сих пор

Для одних творчество было отдушиной, для других — каторгой.

28 октября 20221
Саша Путри, Надя Рушева: яркие, но трагичные судьбы советских вундеркиндов — их помнят до сих пор
9 марта 1983 года, юный пианист Алексей Султанов со своими мамой, папой и пятилетним братом Сережей
Источник:
Дубровский В./Фотохроника ТАСС

Ребенок вундеркинд — счастье или бремя? Кто-то не справляется с давлением, чья та жизнь обрывается по нелепой случайности, а кого-то уносит тяжелая болезнь. Мы подготовили четыре истории о маленьких гениях, которые рано покинули наш мир, но их творчество восхищает миллионы.

Волшебный мир Саши Путри

советские вундеркинды и их судьбы
Саша с мамой, 1988 год
Источник:
http://putrya.3dn.ru/

Когда ее спрашивали, кем она станет, когда вырастет, девочка уверенно отвечала — художником. Александра родилась в творческой семье в 1977 году в Полтаве. Отец — художник Евгений Путря, а мать — преподаватель в музыкальном училище Виктория Емец. Рисовать Саша начала в три года. Отец пытался учить девочку основам академического рисунка, а та протестовала — хотела делать все сама. Она погружалась в мир волшебных историй и творила сказку на бумаге. Ее холстом становились даже стены — вся квартира превратилась в мольберт юной художницы. Она обожала Индию, которую знала по кинофильмам.

Спальню превратили в мастерскую, отец и дочь творили бок обок, их столы стояли рядом. «Папа, посмотри», — иногда просила дочь, а на рисунках целый мир, живший по своим законам. Девочка писала стихи и даже собственноручно создала два поэтических сборника, оформив иллюстрациями. 

В шесть лет страшный диагноз лейкоз прозвучал как приговор. Девочке ненадолго удалось победить болезнь. В больницах она собирала вокруг себя юных пациентов, рассказывала волшебные истории и дарила рисунки.

Она пошла в первый класс, но позже училась дома. Рисовала истово: зверят, друзей, любимых актеров. Будто спешила, боясь не успеть. При жизни состоялись лишь две выставки юной художницы. Ее работы, как и история, стали известны на весь Союз лишь после ее смерти в 1989 году. Ей было всего 11 лет.

советские вундеркинды и их судьбы
«Сириус», последняя работа Саши Путри
Источник:
http://putrya.3dn.ru/

Сотни выставок в десяти странах, пять документальных фильмов, именной зал в художественном музее и улица ее имени. Все это было уже после. Почти три тысячи работ, а последняя — ее рука в руке отца, а на небе звезда Сириус, куда девочка мечтала отправиться.

Читайте также: «Вундеркинд поневоле: как самые близкие люди уготовили Нике Турбиной поистине трагическую судьбу»

Гениальная Надя Рушева

советские вундеркинды и их судьбы
Источник:
школьный мемориальный музей Нади Рушевой http://rusheva.com

«Ее рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира», — охарактеризовал творчество Нади Рушевой скульптор Василий Ватагин.

Надя появилась на свет в 1952 году в Улан-Баторе — столице Монголии. Ее мать — первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа, отец — художник Николай Рушев. Через полгода семья переехала в Москву в коммуналку к дедушке Нади — оперному артисту Константину Рушеву. С малых лет девочку водили в театры и музеи, дедушка читал ей классиков. Он и открыл родителям Надин талант. Однажды, читая греческие мифы внучке, Константин заметил, что та делает иллюстрации. Эти рисунки положили начало новым циклам: она создавала сотни иллюстраций к произведениям Пушкина, Булгакова, Экзюпери. «Получалось удивительно легко — будто она обводила уже существующие линии», — вспоминала о дочери мать.

Несмотря на талант в художественную школу девочку отдали лишь в 10 лет. А в 12 состоялась ее первая персональная выставка, организованная журналом «Юность». Через два года 150 ее работ выставляли в Варшаве и Кракове. Публикации в газетах и журналах сделала девочку всесоюзной знаменитостью. Но славы она не искала, перед первым публичным выступлением расплакалась и убежала.

Надя была активной и общительной. В Артеке она завела много друзей, переписка с ними раскрывает ее разносторонние увлечения. К 16 годам строгая к себе Надя была недовольна собственным творчеством.

советские вундеркинды и их судьбы
Работа Нади «Пир во время чумы» к одному из произведений Пушкина
Источник:
школьный мемориальный музей Нади Рушевой http://rusheva.com

В 17 лет, собираясь в школу, девушка упала в коридоре. «Кровоизлияние в мозг. Разрыв аневризмы сосуда Виллизиева круга», — гласило заключение о ее смерти. Родители долго не могли оправиться от шока.

За свою короткую, но яркую жизнь Надя создала более 10 тысяч рисунков выполненных пером, фломастером, пастелью, монотипией. Издания Булгакова и Пушкина с иллюстрациями Рушевой стоят в пять раз дороже прочих книг.

Читайте также: «Семья Алисы Тепляковой: что известно о родителях и как они растят вундеркиндов»

Волшебный голос Максима Трошина

советские вундеркинды и их судьбы
Источник:
YouTube канал partisanov

«Хрустальный голос совести» — так говорили о юном даровании. Максим родился в Брянске в 1978 году в семье инженеров Брянского автозавода Юрия Трошина и его супруги Надежды. С двух лет мальчик страдал от астмы. Врачи посоветовали развивать легкие пением и игрой на духовых музыкальных инструментах. Болезнь открыла дорогу к творчеству. Его называли русским Робертино Лоретти и брянским соловьем. А в девять лет мальчик сочинил свою первую песню.

Максим прославился и как композитор, и как талантливый исполнитель. «Я пою песни, по которым соскучились люди, песни, которые они потеряли. Я возвратить их хочу», — говорил Трошин журналистам.

Успех пришел, когда Максим исполнил песню «Журавли». С 12 лет он колесил с концертами по стране. Сам составлял репертуар, включавший народные композиции, авторские произведения и песни на стихи знаменитых поэтов. Он служил звонарем в храме, руководил церковным хором, преподавал игру на гуслях в воскресной школе. Когда парню было 16 лет, скончался его отец, которому Максим посвятил песню-плач «Погребальный звон».

Трошин погиб 5 июня 1995 году при невыясненных обстоятельствах за несколько дней до своего 17-летия. Уже на следующий год поклонники подготовили документальный фильм о нем. А через 10 лет после его смерти в Духовно-просветительском центре Брянского Свято-Троицкого кафедрального собора был открыт мемориал. В 2022 году близкий друг семьи Николай Исаков, лично знавший талантливого композитора и певца, выпустил о нем книгу «Внезапно струна оборвалась».

«Представление о Максиме Трошине дают не только его песни. Известны многие его рассуждения на концертных выступлениях — например, о преобладании грустных мотивов в русских песнях, об оскудении душевных сил с упрощением условий земной жизни, о православии и патриотизме. Подобные, казалось бы, не по возрасту зрелые размышления можно найти в одном из школьных сочинений Максима», — написал Исаков в книге.

Фееричный пианист Алексей Султанов

советские вундеркинды и их судьбы
Источник:
кадр из программы «Так рано, так поздно», ТВ Центр

Он боялся смерти, особенно умереть от инсульта, как несколько его родственников. Алексей Султанов родился в музыкальной семье в 1969 году в Ташкенте. Отец — виолончелист Файзулхак Султанов, мать — скрипачка Наталья Погорелова. К клавишам мальчик впервые притронулся в шесть месяцев от роду. В два года еще не говорил, но уже играл. Мать утверждает, что он рос сверхчувствительным ребенком, способным разрыдаться, услышав музыку в миноре. Наталья мечтала сделать из сына гениального скрипача, но первый инструмент Алексей разбил. В четыре года его отдали в музыкальную школу, тогда он уже сам писал музыку. В семь лет он поразил публику исполнением Моцарта.

Родители заставляли ребенка усердно работать. Мать приносила еду к инструменту, чтобы мальчик не отвлекался на обед. «Мне было очень жаль его, — рассказывала женщина американским журналистам. — Сто раз была готова сказать всем: „Оставьте моего мальчика в покое и не лишайте его детства“. Но на следующий день был новый урок». Отец признавался газете Chicago Tribune: «Алеше нередко попадало домашним тапком».

В девять лет Алексей исполнил первый фортепианный концерт Бетховена. Но к тому времени у мальчика развилась булимия, а сам он постоянно травмировал руки. В 15 лет он был зачислен в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. Там он встретил свою любовь и будущую жену Даце Абеле. Накануне международного конкурса им. Чайковского в Москве он повредил руку за полчаса до выступления и был снят с конкурса. Мать поняла, сына нельзя оставлять и на минуту.

В 1989 году он победил на международном конкурсе имени Вана Клиберна в США. Жесткий контракт заставил Султанова играть практически во всех столицах мира. Музыкант порой не выдерживал напряжения и давления организаторов. Во время турне он попал на больничную койку с приступом аппендицита, а врачи обнаружили помимо проблем с кишечником, артериальную гипертензию. В 26 лет у него случился первый инсульт.

Его стиль игры менялся, критики отмечали, что исполнение становилось тонким и проникновенным. А жена считала, что Султанова захлестнула тоска по утраченному детству. На пороге тридцатилетия он спрашивал у родителей: «Зачем вы так поступили со мной?»

В 2001 году у Султанова случился новый приступ, доктор после обследования вынес вердикт — внутричерепное кровоизлияние. После операции он перенес еще пять инсультов и оказался частично парализованным в инвалидном кресле.

Последнее публичное выступление состоялось в 2004 году, когда Алексей получив гражданство США, исполнил мелодию «Прекрасная Америка». В 2005 году его не стало. Точную причину смерти врачи назвать не смогли, но полагали, что произошел новый инсульт. Алексею было 35 лет.

«Технически Султанов не знает границ, его контроль потрясающий, а скорость, с которой он выполняет самые сложные задачи, вдохновляет. Тем не менее, он также способен к самому утонченному и чувственному исполнению медленных и продолжительных частей музыки», — написал об Алексее Rapid City Journal.

Читайте также: «От славы до забвения: как сложилась судьба отечественных вундеркиндов»

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения