Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

О чем с ним говорить: почему важно общаться с младенцем, и как это правильно делать

«С младенцем надо разговаривать», — твердят педиатры

О чем с ним говорить: почему важно общаться с младенцем, и как это правильно делать | Источник: соцсети
Источник:

соцсети

Юлия Каспарова
Педагогика

Общение с младенцем хоть и кажется нам бессмысленным, но важно для стимуляции речи и для развития эмоционального интеллекта ребенка. Есть родители молчуны, которые не привыкли много разговаривать. Но большинство мам и папы просто-напросто не знают, как и о чем говорить со своим крохой. На самом деле способов и возможностей очень много. Вот несколько ситуаций, когда можно поговорить с младенцем.

Экскурсия по дому

Говорить с ребенком можно обо всем на свете. Устраивайте для него ежедневные «экскурсии» по дому. Возьмите ребенка на ручки и, удерживая вертикально, переносите из комнаты в кухню, из кухни в прихожую, из прихожей в ванную.…

При этом называйте все, что видите вокруг: «Смотри, Ванечка, вот телевизор, он показывает мультики. А это — компьютер! Сегодня вечером мы позвоним бабушке по видеозвонку и помашем ей ручкой!

А вот часики! Как часики делают: тик-так, тик-так! А вот выключатель. Оп, включили! Лампочка загорелась. Оп, выключили! Лампочка потухла!

Ой, а вот цветочки! Красивые цветочки! Давай понюхаем: ах, как пахнут! А здесь из крана водичка капает. Кап-кап! Мокрая водичка! Вот холодильник, сейчас мы достанем Ванечке яблочко…».

Рассказывайте все и обо всем, называйте побольше звукоподражаний, старайтесь вызвать у ребенка эмоциональный отклик на свои слова. Детей постарше можно просить повторять звукоподражания за вами, показывать ручкой знакомые предметы.

На прогулке

Точно так же можно говорить с ребенком и на прогулке. Только здесь объекты будут уже другие: дома, скамейки, кошки, собаки, воробьи, деревья, цветы, облака, солнце, ветер, дети, машины…

Вот, например, заметили вы кошку, которая лежит на скамейке и греется на солнышке. Поднесите ребенка поближе к кошке, рассмотрите ее вместе.

Приговаривайте: «Вот кошечка. Она хорошая, пушистая, мягонькая. У кошечки усики, ушки, лапки, хвостик. Кошечка мяукает мяу-мяу. Где кошечка? Вот кошечка!» Старайтесь строить короткие предложения, говорить четко, ясно и эмоционально. Во-первых, так малышу будет легче вас понять. А во-вторых, подобные нехитрые рассказы станут хорошей базой для развития самостоятельной речи ребенка в будущем.

Поощряйте ребенка повторять за вами звукоподражания: мяу-мяу, ав-ав, гули-гули, кар-кар. Конечно, произносить слоги четко у него сразу не получится, но если младенец станет говорить осмысленно хотя бы отдельные звуки — это просто замечательно! Звукоподражания — первые шаги на пути к осмысленной речи.

Все делаем вместе

Если ребенок находится на кухне рядом с вами, рассказывайте ему, как и из чего вы варите борщ, для чего чистите овощи, что кладете в салат… Если вы гладите или стираете, посвящайте ребенка в особенности технологического процесса… Пусть он станет вашим компаньоном и будет в курсе всех ваших дел. Это станет не только развивать его речь, но и сделает вас с ним настоящими друзьями.

Если вы занимаетесь своими делами, а ребенок лежит в кроватке в той же комнате или сидит рядом с вами в креслице, молчать совершенно не обязательно. Вы можете говорить, даже не обращаясь к ребенку, пусть он просто слышит звуки речи и ваш голос. Сели почитать книгу или журнал? Просматриваете посты в соцсетях? Комментируйте все вслух! Такая «фоновая» речь тоже будет хорошим подспорьем для развития речевых способностей сына или дочурки.

Любимые стихи

Рассказывайте ребенку между делом потешки и стихи. Замечательно подойдут ритмичные стихи детских поэтов-классиков. Это и «Игрушки» А. Барто, и «Детки в клетке» С. Маршака, и многие другие. Очень эмоционально реагируют малыши на стихи Д. Хармса. Они отличаются особым четким ритмом. Замечательные стихи для самых маленьких есть у Г. Лагздынь. Умывая ребенка или совершая ежедневный утренний туалет можно приговаривать:

Лапки? Мыли.
Ушки? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Все помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.

А теперь кушаем:

Куклу?
Кормили.
Зайку?
Кормили.
Мишку?
Кормили.
А Машу? (Ваню, Сашу, Дашу…)
Забыли.

Делитесь своими вкусами

Рассказывать или читать из книг грудному ребенку можно любые стихи. Даже совсем не детские. Если у вас есть какие-то любимые «взрослые» стихи — обязательно рассказывайте их ребенку. Ну и что, если они про любовь? Главное, чтобы эти стихи нравились вам самим. Тогда вы будете читать их по-особому, вкладывая в строки неповторимую интонацию и чувства. А это обязательно найдет отклик и у малыша.

Для рассказывания малышу хороши и всевозможные считалочки. Здесь тоже ритм куда важнее слов. Наверняка вы помните их с детства…

На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной…
Кто ты будешь такой?

Самые первые сказки

Не забываем о самых первых сказках: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»… Вы думаете, что вашему ребенку еще рано читать сказки? Ну, читать, может, и рано (хотя встречается немало малышей, которые уже в 4-5 месяцев с удовольствием рассматривают картинки в книжках), а вот рассказывать — в самый раз!

Рассказывайте ребенку сказки во время общения с ним. Когда он немного подрастет, можно будет сопровождать рассказ жестами, показывая, как «яичко били», как «мышка хвостиком махнула», как «дед плачет» и т. п.

Тогда к возрасту 9—10 месяцев ребенок запомнит эти жесты и станет «показывать» сказку руками, едва услышав знакомые фразы. А чуть позже — и словечки будет подсказывать. Такие игры замечательно развивают речь и мышление ребенка.

Вопросы и ответы

Обращаясь к ребенку, задавайте ему вопросы и сами же на них отвечайте: «Ванечка хочет спать? Конечно, хочет! Сейчас мы пойдем в кроватку…» Или: «Ванечка хочет на ручки? Конечно, хочет! Сейчас мамочка возьмет сыночка на ручки…» «Ой, кто это там пришел? Это папа пришел!»

Задавая вопрос ребенку, делайте небольшие паузы прежде, чем ответить. Давайте ему возможность как-то отреагировать на ваши слова: оживиться, покряхтеть, погулить, улыбнуться. Это будет такой своеобразный диалог. Ну и что, что ркбенок еще не умеет говорить? Зато вон как активно и радостно он реагирует на ваши слова! Разве это не разговор двух любящих друг друга людей?

Никогда не стесняйтесь выказывать свою нежность малышу, играть, разговаривать с ним, петь ему, рассказывать о том, как прекрасен этот мир… Вы получите от такого общения ни с чем не сравнимое удовольствие. К тому же результатом ваших усилий станет не только чистая и грамотная речь ребенка, а и его искренняя и безграничная любовь…

А вы разговаривали с ребенком, когда он был младенцем?

  • 66.7%
    Конечно!
  • 0.0%
    Нет
  • 33.3%
    Я — да, а муж — нет
Комментарии4
под именем
  • Гость
    04:29 21.09.20
    Мне бабушка еще говорила, что с малышом надо говорить с рождения - быстрее сам заговорит. Так что это давно в народе известно.
  • Гость
    10:49 12.11.20
    Ой, хрень все это, простите за грубость. Я для дочки с рождения стала прямо живым радио: и песни и стихи, что как называется, кто как говорит, озвучивала все что делали: ручку в рукавчик, на голову шапочку... В два года только от нее услышали первое слово. Важно, прежде всего, что бы общение было не только с мамой, а ещё и с другими людьми. Я, фактически, была с ней одна целыми днями, у мужа днём работа, вечером компьютер. Зато из редких поездок в гости всегда привозили минимум пару новых слов. Среди своего круга общения замечаю, что самыми общительными, разговорчивыми дети бывают когда в их окружении постоянно находятся братья, сестры, тети, дяди, бабушки, дедушки. Постоянно слушать только один голос, наверное, детям скучно