Как влияет на учебу школьная форма
Фото
Getty Images

Исследование, в котором приняли участие 6320 детей из детских садов, начальных школ и пятых классов, провели ученые из Университета штата Огайо. Эксперты учитывали степень интернализации поведения (тревога и социальная замкнутость) детей и экстернализации (агрессия, уничтожение личных предметов одноклассников), социальные навыки школьников. Кроме того, эксперты просили пятиклассников рассказать о своем чувстве общности с одноклассниками и отношениях внутри коллектива.

Результаты исследования показали, что учащиеся школ, в которых был принят дресс-код, не демонстрировали каких-либо преимуществ, лучших социальных навыков или поведения, по сравнению с учениками учебных учреждений, в которых  не требовалась специальная одежда. А по некоторым пунктам показатели даже ухудшаются: школьники, которые носят форму, чувствуют меньшую общность с классом. Эти выводы касаются как государственных, так и частных школ.

Кроме того, школьная форма лишает ребенка индивидуальности, возможности выразить себя через внешний облик, одежду.

Дискуссии о том, что дает ученику форменная одежда, идут бесконечно.  В нашей стране в этом плане были опробованы все варианты: в советской школе единая форма, потом свободная одежда, сейчас дресс-код устанавливает общеобразовательное учреждение на свой выбор.

Если есть уже данные о том, что одежда, в которой ученики посещают уроки, может влиять на поведение ребенка, на его психику, то, возможно, стоит отказаться от школьной формы?

Как влияет на учебу школьная форма
Фото
Getty Images

Требования ко всем одинаковые

«Школьная форма — это первый показатель дисциплины школьника, — считает Ольга Кудрявцева, мама 9-классника. —  Достаточно взглянуть на внешний вид, и меж строк можно прочитать его отношение к школе. И не только его, но и родителей тоже.

Часто от взрослых можно слышать про школьную форму: «Мы поищем похожее платье, тоже серое. Моя Маша такое не наденет». Но если требования к школьной форме существуют, они должны относиться ко всем в равной степени. Иногда, встречая одноклассников сына на перемене, диву даешься их франтовским зауженным брюкам в крупную клетку, водолазкам всевозможных цветов.

В любой частной школе Европы придают огромное значение школьной форме. И не только потому, что она — узнаваемое лицо школы, но скорее потому, что она показывает, что ко всем учащимся в школе одинаковое отношение. Родители платят большие деньги частным школам (в Великобритании около 1,5 миллиона рублей за триместр) за то, чтобы их ребенка научили дисциплине, уважению к учителям и общим требованиям. Именно поэтому, вырастая, он не лезет вперед тебя в очереди, даже если ему «только спросить», извинится, если наступил тебе на ногу, и в принципе будет выражать недовольство не в виде хамства, а подчеркнуто вежливо.

Конечно, воспитание зависит не только от школьной формы. Но если наши дети позволяют себе пренебрегать школьными правилами, и это «прокатывает», значит, они будут и дальше позволять себе больше, нащупывая грань, за которую взрослый уже не позволит заходить. Точно так же прокатывает дерзость к учителю, невыполненное домашнее задание и т.д.»

Как влияет на учебу школьная форма
Фото
Getty Images

Мнения педагогов

Максим Натапов

Максим Натапов

Образование

основатель ONE! International School

Школьная форма нужна для того, чтобы приучать ребенка к порядку, самоорганизации и дисциплине, а это в какой-то мере влияет и на его успеваемость и поведение. Если говорить про частное образование, то мы за форму как элемент идентификации ученика определенной школы и возможность использовать нарядный вариант для парадного  выхода. Но стандартный набор  — платье-фартук, брюки-пиджак — решили не вводить.

Мы ценим свободу самовыражения, поэтому для себя определили, что ключевыми элементами нашей формы будут галстуки и шевроны, они используются в ответственных случаях, это не только указание на принадлежность к учебному заведению, это наша гордость.

И еще один важный момент. Чтобы в школу не приходили в пижамах или откровенных нарядах, требования дресс-кода мы прописали в этическом кодексе, показали наглядно, какие цвета, фасоны, комплекты можно подбирать для учебы. Советуем придерживаться стиля кэжуал или смарт-кэжуал с учетом возраста наших учеников.

Татьяна Румынцева

Образование

директор по обучению языковой школы ILS

www.instagram.com/ilsschool/

В школах, где нет униформы, ребенок чувствует себя комфортней, так как он может самовыражаться и носить то, в чем он чувствует себя собой. Настроение и самооценка ребенка зависят от его позиции среди сверстников. Не стоит забывать о самовыражении подростков, которые демонстрируют свою индивидуальность через элементы одежды. Зачастую школьная форма умаляет личностное значение ребенка, он не может проявлять себя и показывать свое собственное «я», особенно в переходном возрасте. Вспомним учителей «старой закалки», которые смотрят в первую очередь на внешность ребенка, заставляют смывать яркий макияж и осуждают нестандартный цвет волос: ребенок только замыкается в себе, пряча самовыражение под серой одинаковой одеждой.

Школьнику важно быть не таким, как все, тогда и его поведение на занятиях будет похоже на поведение внешнее, а школьная форма, наоборот, держит ребенка в строгих ограничительных рамках. Цвета униформы обычно приглушенных тонов, они не «задают» настроения, стараются не привлекать внимания — многим подросткам хочется быть в центре, даже во время обучения, чтобы на них смотрели и изучали — одинаковая школьная форма лишает такой возможности. По опыту языковой школы, где нет школьной формы и строгих рамок в одежде, можно отметить, что дети чувствуют себя свободно на занятиях и чаще проявляют себя, активнее общаются со сверстниками.

Общий вывод: школьная форма не оказывает влияния на процесс обучения, однако, негативно влияет на ребенка с точки зрения психологии. Одежда не заменит точных методик преподавания — только педагог может настроить ученика на лучшую учебу.

Александр Кудрявый

учитель математики, преподаватель онлайн-школы математики Alex school

www.instagram.com/alex_school.ege/

Школьная форма помогает воспитывать у детей дисциплину — не более, на поведение или успеваемость она не влияет. Мне как преподавателю не важно, есть ли в школе определенный дресс-код или нет. По моему наблюдению, обычно дети не любят носить форму. Может быть, дело в фасонах — будь она немного стильнее, старшеклассники с большим удовольствием ее надевали. А в младших классах большинству детей безразлично, в чем они ходят в школу.

Опрос

Школьная форма влияет на успеваемость и поведение ученика?

  • Нет. Совершенно не связанные между собой понятия.
    %
  • Не влияет, но школа - это деловое учреждение, форма нужна.
    %
  • Влияет, потому что учит дисциплине и самоконтролю.
    %
  • Я против формы. Нет ничего плохого в свободном стиле.
    %
  • Я - за форму. Семьи бывают разного достатка, а тут хоть какое-то равенство.
    %