Елена Разумная
Елена Разумная
Педагог, психолог-консультант, дефектолог, преподаватель блока развития интеллекта, стаж — 27 лет

«Последнее время я не узнаю свою дочь (ей три с половиной года): если что-то не по ней, начинает злиться, замахивается кулачками, чтобы ударить. Когда отказываешь в ее просьбах, может сказать „Ты плохая! Уходи“, „Я на тебя обиделась“. У нас в семье не принято повышать голос, хорошие отношения с мужем. Может быть, такое поведение она „подсмотрела“ у детей в детском саду? Но что нам делать с этими приступами гнева?» Ангелина Тихонова, 32 года

Гнев — это ярко выраженные негативные эмоции, следствие недовольства ситуацией. Они бывают у малышей от 1 года до 4 лет. К 3 годам мы видим яркие проявления очередного возрастного кризиса. Ребенок пробует сепарироваться от родителей. Наступает период «Я сам!» В 5-6 лет дети эмоционально не стабильны.

Причины гнева для нас, взрослых людей, кажутся совсем смешными и не заслуживающими внимания:

  • Сломалась игрушка или ее сломали во дворе другие дети.

  • Малыш хочет взять какой-то предмет, но не может дотянуться или ему не разрешают родители.

  • У ребенка не получается что-то сделать («не слушается» конструктор, не соединяется колесо в машинке, не собирается железная дорога).

  • Проблемы с одеждой или обувью — неудобно, не может одеть сам, мешает, жмет.

  • Брату или сестре (другому ребенку) дали конфету, булочку.

  • В магазине понравилась игрушка, а родители не купили.

  • Малыш просто устал, а его заставляют идти дальше.

  • Напряженные отношения в семье между взрослыми. И малыш, как губка, впитывает манеру общения между близкими людьми. Если родители позволяют крик и гнев по отношении друг к другу, ребенок будет проецировать эти взаимоотношения на сверстников и взрослых. Если у вас в семье бьют тарелки, то и от своего чада ждите в приступе гнева летающих тарелок.

  • Завышенные требования родителей.

  • Гнев — как реакция ребенка на наказание от родителей за его провинность.

  • Состояние здоровья (трудно контролировать эмоции детям с СДВГ, с проявлением аутистического спектра).

  • Защитная реакция на чувство вины.

Во время приступа гнева ребенок может вести себя деструктивно, причинить вред окружающим и даже повредить себя (например, биться головой о пол, о стену). Дошкольники только учатся управлять эмоциями и выражать их. Во время вспышки агрессии ребенок не понимает свои чувства, не может их выразить словами.

подавление эмоций у детей последствия
Фото
Image Broker/Legion

Как погасить агрессивные проявления у малыша?

  1. Первое, к чему нужно стремиться каждому родителю, — научиться не реагировать на провокационное поведение ребенка. Не отвечать на агрессию агрессией, наказанием, криком. Стараемся не поддаваться манипуляциям.

  2. Попробовать поговорить с ребенком: «Я вижу ты недоволен, расстроен. Расскажи, из-за чего переживаешь?»

  3. Стараться быть едиными в требованиях, предъявляемых малышу. Если мама ограничивает сладости в детском рационе (конфет, варенья, печенья), а бабушка наоборот подкармливает внука (внучку), отказ мамы будет вызывать у ребенка вспышки гнева. Мама злая, а бабушка хорошая.

  4. Отлично с малышами работает метод переключения внимания. Если малыш агрессивен, кричит, плачет, попробуйте снизить голос на тон ниже и шепотом начните рассказывать какую-нибудь историю; посмотрите в окно и посчитайте машины; покажите на дерево и скажите, что увидели птичку, придумайте с ней какую-нибудь сказку.

  5. Возьмите паузу, чтобы пообщаться «не сейчас, а через 5 минут», когда он успокоится. «Ты сейчас расстроен. Я тебя понимаю. Но давай поговорим через 5 минут, когда ты успокоишься».

  6. Предложите малышу выместить свой гнев на бумаге — сжать лист бумаги, бросить его вперед, разорвать другой лист на мелкие кусочки. «Нарисовать» свой гнев — использовать цветные карандаши и попробовать нарисовать то, что так расстроило. Цвета брать в этот момент те, которые малыш выбирает сам.

  7. Хорошо помогает проигрывание ситуаций со сказочными героями. «Посмотри на мишку (куклу, собачку). Мишка злится, кидает игрушки, дерется. Как мы можем ему помочь?» Такой вопрос тоже отвлечет малыша.

Эразм Роттердамский, философ эпохи Возрождения, писал, что природа, «дав тебе сына, передала тебе не что иное, как сырую и необработанную массу, и от тебя зависит придать наилучшую форму пластичному, для всякой обработки пригодному материалу».

Мы должны помочь ребенку научиться понимать свои эмоции и объяснить, как с ними справляться. Чувствуя уважение и поддержку со стороны близких людей, постоянно ощущая, что он не безразличен семье, малыш будет учиться перенимать стиль поведения своих родных.