Фото №1 - Учителей обязали воспитывать школьников: как это будет выглядеть на деле
Фото
Getty Images

Программу воспитания в школах сами законодатели сравнивают со сборкой пазла, все, что было до, называя воспитательными «заплатками». Сравнение, может, и неловкое, но точно описывает тенденции, характерные для школы в последнее время.

«Все должно быть вплетено в единую канву. Если в одном направлении нет успеха, мы должны быть уверены, что ребенок найдет себя в другом. Если в семье проблемы с воспитанием, мы знаем, что школа здесь придет на помощь. Со школы тоже начнется спрос, но для этого им условия надо создать», — подчеркнула инициатор принятия закона детский омбудсмен Анна Кузнецова, мама семерых детей.

Само понятие воспитания в новом законе звучит достаточно сложно. Если процитировать, то это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самореализации учащихся на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Революции не будет

Когда функцию воспитания несколько лет назад вымарали из школьных уставов, кардинальных изменений в каждодневной работе учителей не произошло. С тезисом согласились большинство опрошенных Parents.ru учителей из разных уголков страны. Они рассказали, что все время, пока в задачи школы входило только обучение детей, они продолжали воспитательную работу, поддерживая мнение, что школа — вторая семья.

«Воспитательный компонент появился не сейчас, он был в школе всегда, отмечает педагог Ольга К. из Красноярска. — О патриотическом воспитании говорим на уроках истории, литературы, биологии и математики. Вспоминая наших героев, ученых, первооткрывателей, формируем отношение ребенка к своей стране, закладываем фундамент из благодарности, уважения и гордости за тот вклад, которые граждане нашего государства внесли в развитие цивилизации».

«Думаю, закон больше создан не для детей, а для тех, кто их обучает, учителей. Раньше вся педагогическая отчетность сводилась к заполнению бумаг, касающихся образования. Теперь нужно будет продумывать мероприятия, которые носят статус воспитательных, — считает Ирина Н. из Ульяновска. — На деле они и так заложены в программу: в нашей школе есть лингвистический кружок, где мы изучаем в том числе правила этикета разных стран, культурного общения, основы галантного обращения друг к другу. Чистая воспитательно-образовательная функция. Теперь это может быть официально прописано в методических документах — вот и вся разница».

Воспитание часто понимается по-советски

В этом тоже уверены педагоги. У учителей старой закалки (а их в российских школах немало) жива установка: воспитательная работа — это дисциплина и строгие правила. Как в середине 70-х годов прошлого века, когда, к примеру, были изданы «Правила для учащихся», которые регламентировали поведение учеников не только в школе, но и за ее пределами — на улице и даже дома: «Не употреблять бранных слов и грубых выражений, не курить. Не играть в карты на деньги и вещи», «Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель».

Сейчас в школе такому не обучишь, по крайней мере, старыми методами. «Нужно внедрять новое, — считает учитель из Благовещенска Анна М. — В нашей школе не особенно поддерживается эта идея, но я знаю, что научу ребят большему, если просто заведу личную страничку в социальной сети для своих учеников, где буду давать им рекомендации о том, что прочитать, как ярко поздравить с днем рождения маму или бабушку, какие не забыть сказать слова. Я тот человек, который наравне с родителями формирует мировоззрение детей, и это большая ответственность. Но „совковыми“ методами не добиться серьезного воспитательного эффекта».

как одевали детей в СССР фото
Фото
Getty Images

Новый закон — способ борьбы с буллингом?

По задумке авторов, новый закон способен решить проблему со школьным буллингом. В мире с травлей сталкиваются примерно 35% учеников, в России проблема касается примерно трети учеников — 27%. Жертвами агрессии становятся дети, которых не поддерживают дома, а еще чрезмерно контролируют. В школах травлю игнорируют, решают конфликты чаще родители. Почти половина (46%) опрошенных родителей отметили, что не видят действий школы в борьбе с буллингом. Около 10% считают, что травлю провоцируют школьные учителя, иногда в «воспитательных целях». Тем не менее, в сравнении с положением дел 20 лет назад, в школах все же есть изменения в лучшую сторону.

«Буллинг — это прямой недостаток воспитания. Возможно, именно потому, что все переложили на родителей. В школах воспитательный процесс не прерывался никогда, в том числе и в тот период, когда во всех законодательных документах страны в один миг пропала фраза про то, что педагог наравне с семьей может осуществлять такую деятельность, — говорит учитель из Томска Марина Н. – Я — учитель литературы. И, казалось бы, могла ограничиться тем, что предлагала школьникам длинные списки для чтения. Но нет. В то время когда „по бумагам“ учитель занимался только образовательной деятельностью, я преподавала в театральной студии. Репетировали мы три раза в неделю по полтора–два часа, — вроде бы немного, но какой был эффект! Ребята учились работать в команде, „смаковать“ литературные строчки, читатели дополнительно, старались узнать, почему их герой на сцене поступил именно так, а не иначе. Разве в этом случае не уместнее говорить о воспитании?»

Лайфхак по-учительски: как будут воспитывать школьников

В Минпросвещения для педагогов разработали шпаргалку — программу-конструктор, где перечислены мероприятия, которые необходимо включить в воспитательный «манифест» каждой школы. Необязательно выполнять все пункты, достаточно лишь части. Большие социальные проекты, площадки для дискуссий, «капустники», праздники спорта, а еще — театры, выставки, мероприятия с родителями. Так что если ваш ребенок учится в школе, где не проводят даже новогодние елки, есть надежда, что все изменится.

Особая роль у классных руководителей: на них тренинги, игры, иные дополнительные занятия со школьниками, консультация и, если понадобится, — дельный совет о том, как поступить в сложной ситуации. Из списка каждая школа может выбрать то, что нужно ей.

Фото №2 - Учителей обязали воспитывать школьников: как это будет выглядеть на деле
Фото
Getty Images

«Большинство представителей учительского сообщества, будем честными, в последние несколько лет уклонялись от выполнения воспитательной функции, — не из-за профессиональной безответственности, а потому, что позволял действующий закон, — признается педагог нижегородского лицея Анна П. — Плюс на нас, педагогов, всегда давили родители, заявлявшие: мы можем воспитывать наших детей сами.

Но, добавлю, ни один педагог, даже если бы очень захотел, не смог бы перестать воспитывать ребят, поскольку сама школьная среда это предполагает. У меня не было в последние годы никаких дополнительных занятий и кружков, но я видела, как дети активно участвовали в организации собственных выпускных и сама им в этом помогала. Эти моменты — точь-в-точь такие же, как и 10–20 лет назад, когда мы учили детей выстраивать отношения между собой на вечерних танцплощадках в фойе или во время репетиций юмористических сценок для КВН. Закон направлен прежде всего на создание благоприятных условий взросления детей и их защиту. Мера своевременная, уместная и снизит конфликтность в школе».

«Воспитание — зона ответственности не только семьи, но и школы, — говорит учитель из Ульяновска Ольга Н., — и я не понимаю, зачем нужно переписывать законы, если все и так очевидно: школа воспитывает. Часто больше, чем родители, потому что ребенок проводит в ней большую часть дня. Закон лишь расставляет акценты, усиливает роль воспитания в образовании. Думаю, родители инициативу поддерживают. С них таким образом «спадает» часть ответственности. Их больше не смогут упрекать в том, что они плохо воспитали своего ребенка. Думаю, учителя и родители должны работать вместе, договориться, какие ценности они будут транслировать.

Скоро начнутся родительские собрания — на них и важно обсудить, как воспитывать гражданскую идентичность, патриотизм. Также хорошо проводить так называемые экспертные встречи, раскладывать «по полочкам», с советами лучшие «кейсы», примеры семейного и школьного воспитания. Я о том, что этот закон должен быть реализован не формально, а с душой и педагогическим талантом. Так было в советских школах, когда преподаватель жил проблемой воспитания детей и так планировал свою работу, что ему не хватало времени на раздумывания: а есть ли у учителя право воспитывать чужого ребенка?»

Слово — родителям

«Возвращение воспитательной функции в жизнь школы — это здорово, — поддерживает начинание Сергей Л. из Мурманска. — Десятиклассников воспитывать уже поздно, но для маленьких девочек и мальчиков — это отлично. Ведь учителя больше не будут „открещиваться“ от этой функции: закон нужно исполнять. Впрочем, в нашей школе никогда не было такой проблемы. Дети вместе с учителями ходили в походы. Парни извлекли для себя много уроков — научились разводить костер, отвечать за других, а еще помогать девочкам-одноклассницам. Лучший метод воспитания, на мой взгляд, — предложить 15-летнему человеку попробовать себя в качестве руководителя, к которому все идут за советом».

«Если учителя будут передергивать и под видом воспитания нарушать личные границы ребенка, унижая перед одноклассниками, высмеивая прическу, серьгу в ухе и прочее, то я против, — говорит Екатерина Ф., мама из Таганрога. — Или приучать к труду, заставляя моего аллергичного сына вытирать пыль на шкафах, экономя на ставке уборщицы. Примеров много. И тревог у родителей много. Главное, чтобы новый закон не дал нерадивым педагогам „вольницу“ и возможность не по делу размахивать шашкой».