Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«В детскую ссору лучше совсем не вмешиваться, чем судить, не разобравшись»

По совету психолога Людмилы Петрановской мы публикуем отрывок из самой известной работы педагога Януша Корчака «Как любить ребенка». Эту книгу она советует прочесть всем родителям.

17 ноября 2022

Польский педагог, врач и писатель Януш Корчак жил почти сто лет назад, но его советы не теряют актуальности. И многие специалисты современности, педагоги и психологи рекомендуют родителям его книгу.

Корчак пишет о простых вещах: как дети чувствуют любовь к маме и папе, почему ссор между братьями и сестрами не избежать, но волноваться родителям не стоит, почему не нужно делать вынужденные уступки и как хорошо, когда рядом с ребенком есть бабушка и дедушка.

«В детскую ссору лучше совсем не вмешиваться, чем судить, не разобравшись»
Источник:
Пресс-служба ««ЛитРес»

Он описывает простые житейские ситуации и дает советы, как родителям действовать, чтобы воспитывать ребенка с уважением к нему, не заглушая чувство достоинства маленького человека и не убивая в нем доброту, присущую всем детям.

Сегодня мы публикуем отрывок из книги, опубликованной в издательстве АСТ и предоставленной книжным сервисом ЛитРес.

Где купить:

«В каждом доме хоть немножко, да по-другому»

«В детскую ссору лучше совсем не вмешиваться, чем судить, не разобравшись»
Источник:
ronstik / Alamy

Я, пишущий эту книгу, знаком с очень многими семьями, и в каждом доме хоть немножко, да по-другому…

В школе знакомишься с ребятами, говоришь с ними и узнаешь каждый раз что-то новое. Читаешь книги и начинаешь понимать, что людям живется по-разному: одним хорошо, другим плохо.

Каждый хочет, чтобы дома у него все были спокойные, веселые и не было огорчений. Но надо примириться с тем, что не всегда и не все хорошо. Один день радостный, другой печальный, одно удастся, другое нет. То солнце светит, то дождик идет.

— Ничего не поделаешь, такая уж жизнь, — сказал один мальчик.

«Что лучше, быть у родителей одному или иметь брата?»

Лучше быть младшим или старшим? Ребенок был в семье один, а потом родился братишка. Радоваться этому? Может быть маленький брат, большой брат и почти взрослый. Может быть один старший, другой младший. Маленький брат, большая сестра. Большой брат, маленькая сестра. Что лучше? Я не могу ответить, не знаю, и никто этого не знает.

— А ты как хотела бы?

— Я хотела бы, чтобы было так, как есть, — сказала одна девочка.

Бывают люди всегда веселые, всегда довольные. Им все нравится. У них и в мыслях нет, чтобы что-то было по-другому. А другие часто и легко сердятся. Если можно что-нибудь изменить, стоит об этом поразмыслить; если же все должно остаться так, как есть, не надо дуться как мышь на крупу.

И уж всегда можно жить дружно и с маленькими, и с большими, и с братом, и с сестрой — и это действительно зависит от нас самих.

«Я не хочу, чтобы брата из-за меня увозили»

Я знаю одного мальчика, у него был больной брат. Удивительная была болезнь. Даже родителям казалось, что он просто непослушный, невоспитанный, своевольный. Ходил, ел, спал, как все, только ни минуты не мог усидеть на месте и все трогал, хватал, портил. Если он что-нибудь хотел, а ему не давали, он бросался на пол, колотил по полу ногами, плевался, кусался и кричал так громко, что раз даже полицейский пришел: думал, мальчишку избивают, а над детьми издеваться воспрещается. Лишь тогда родители вызвали докторов.

— Балованный, капризный — это верно. Но он болен: нервный, не понимает.

— Что делать?

— Надо отдать в специальное заведение, для дома он слишком труден. Вы с ним не сладите. Надо знать, как с таким обращаться. Станете уступать, будет хуже. Этого недостаточно — только не раздражать.

Родителям жалко было отдавать больного мальчика. Я сказал:

— Вы должны думать о здоровом. Общество больного брата для него вредно.

И тогда этот маленький мальчик закричал:

— Я не хочу, чтобы его из-за меня увозили. Пусть остается, я отдам ему все игрушки. Там — я знаю, — там его будут бить.

Я написал об этом совсем не потому, что все обязаны так поступать.

Можно требовать доброты, но не самопожертвования.

«Не надо удивляться, что возникают ссоры»

«В детскую ссору лучше совсем не вмешиваться, чем судить, не разобравшись»
Источник:
ronstik / Alamy

Братья и сестры могут жить дружно, но не надо удивляться, что время от времени возникают ссоры. Из-за чего? Из-за мяча, из-за места за столом, из-за чернил; кому первому мыться, кто должен поднять бумажку. Один хочет петь, а другой — чтобы было тихо. Один хочет играть, а другой читать.

Бывают ссоры, когда сразу видно, кто прав, а кто не прав, и такие, когда это не очень-то ясно. Тогда один должен уступить — добровольно или по приказу. Иной раз ребята и подерутся, и поплачут… Не всегда у взрослых есть время и терпение точно дознаться, как было дело. И они говорят:

  • — Уступи малышу! Или:

  • — Уступи девочке. Или:

  • — Старшему следует уступить.

Я убедился, что самое худшее как дома, так и в школе — это вынужденные уступки. Они действуют лишь на короткое время. Потом будет еще хуже. Несправедливость раздражает. Остается чувство досады. Остается обида.

«Пренебрежительное отношение старших к младшим обижает»

Я убедился, что лучше совсем не вмешиваться, чем судить, не разобравшись в причине распри. Взрослым иногда кажется, что ссора вышла из-за сущего пустяка. Из-за чепухи… Нет. Братья и сестры часто добровольно уступают и прощают. Нередко взрослые жалуются, что:

— Целый день они ссорятся. — Вечно они ссорятся.
— Не перестают ссориться. — Ни минуты без ссоры. Преувеличение.

Если подсчитать, то у недружных братьев и сестер выпадет две-три-четыре ссоры на день. Допустим, каждая ссора длится пятнадцать минут, — значит, все вместе час. Час — это много, но не целый же день. И может быть, лучше один час войны, чем постоянная злость и тихая, все возрастающая неприязнь.

Я убедился, что пренебрежительное отношение старших братьев и сестер к младшим обижает и сердит. И наоборот, сердит и раздражает, когда младшие требуют для себя прав, какими пользуются старшие.

  • — Я тоже хочу, — говорит малыш.

  • — Раз так, ни тот ни другой!

И из ложного принципа равенства или для примера старшему что-нибудь не дают или не позволяют. И если после возникнет ссора, дело тут не в пустяках, а во взаимной неприязни…

Прежде чем что-нибудь предпринять, надо изучить, узнать, расспросить, потому что как можно, не зная, советовать и поучать? Я убедился, что не следует спешить на помощь. Лучше подождать, пока ребята успокоятся.

Я убедился, что добра больше, в десять раз больше, чем зла, и поэтому можно спокойно переждать, когда злость пройдет. Не только человек, каждое живое существо предпочитает мир войне, и, значит, не следует обвинять детей в пристрастии к ссорам.

«Бабушка выслушает, утешит, поможет»

«В детскую ссору лучше совсем не вмешиваться, чем судить, не разобравшись»
Источник:
Legion Media

Если в семье есть бабушка и дедушка, может быть, это для ребят лучше. Если мама сегодня сердитая, может быть, бабушка утешит; мама откажется, может быть, бабушка поможет. У бабушки больше времени, — значит, выслушает внимательнее.

Любопытно рассказывают старые люди. И вообще, как это удивительно: бабушка помнит маму маленькой девочкой, а папу юношей. А еще раньше бабушка сама была ребенком. Помнит старые времена. Другие тогда были улицы и дома, другие лампы и часы, даже люди были другие. Не было многих изобретений, и книг, и игрушек, развлечений. И из людей — одни уже умерли, других еще не было на свете…

И приходят в голову «трудные» мысли, уже не только о том, что сейчас есть, а и о том, что было и что будет. Удивительно…

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения