Как воспитать в ребенке терпимость?

Толерантность – качество в современном мире очень важное, но растолковать его суть ребенку не так просто. Так стоит ли браться за эту задачу в детстве или можно подождать, пока он вырастет и во все разберется сам?

Внутренних предпосылок для развития толерантности нет, это качество не присуще человеку изначально. Как существам биологическим, нам, наоборот, свойственна настороженность и даже некоторая враждебность к тем, кто отличается от нас и нашего ближайшего окружения. Просто из стремления к самосохранению. Толерантность – качество исключительно социальное и требует воспитания. Причем чем раньше, тем лучше. 

Псевдотолерантность

Во взрослом возрасте воспитать это качество может не получиться. Да, человек будет признавать, что быть терпимым нужно, что без этого трудно строить качественные отношения отдельных людей, групп и целых народов, но это будет сознательная установка, а не истинное чувство. Псевдотолерантность, а не настоящая. Внешне и по проявлениям они бывают похожи, но по субъективным ощущениям это совершенно разные качества. Как выученная доброжелательность и настоящее доброе отношение к кому-либо. В том и другом случае будут улыбка и вежливое обращение, но внутренне в первом случае будет состояние равнодушия (а может, раздражения, неприязни), а во втором – в большей или меньшей степени выраженная радость. Псевдотолерантность с точки зрения социальных отношений тоже хороша – во всяком случае лучше, чем ее полное отсутствие. Но вот внутренне она не дает человеку того, что могла бы дать толерантность настоящая – ощущение свободы, уверенности и значимости. Люди, обладающие этим качеством, бывают более спокойны в отношении жизненных перемен, легче переживают трудности. У них гораздо меньше эмоциональных проблем, настроение обычно стабильное. Среди них больше тех, кто считает себя удачливыми, успешными и счастливыми. Они стрессоустойчивы и меньше болеют. В общем, кроме потребностей общества, есть очень много и личных причин, чтобы уделять этому качеству внимание. Причем сделать это не так трудно, как кажется.

Противопоставление себя другим, осуждение тех, кто не соответствует твоему образу мыслей и твоим устоям, всегда оборачивается напряженностью, внутренней готовностью к агрессии. А это существенно сказывается на общем состоянии.
Отличаться от других – это норма  

Чтобы отличия другого человека воспринимались естественно, надо прежде всего самому ребенку позволять отличаться. Признавать за ним такое право и демонстрировать уверенность, что окружающие воспринимают это позитивно. Прием взрослых «никто так не делает, что о тебе скажут» является действенным, а потому применяется часто, но на восприятии себя, других и мира в целом сказывается негативно. Важно с раннего детства позволять детям чувствовать себя спокойно по поводу того, что о них думают, говорят, как смотрят. Это позволит прежде всего ценить особенность, разнообразность мира и людей, индивидуальность в любом ее проявлении. А это и есть основа толерантности.

Не потреплю!
И дети, и взрослые склонны воспринимать действительность, преломляя ее через собственные ощущения. Дети, которым внушают страх за чужое мнение и боязнь осуждения, скорее, тоже будут негативно относиться ко всему, что в других людях «не так». И нормой для них будет не принятие, а критика. Те же, кто испытывал сильное давление, становятся по-настоящему нетерпимы во взрослом возрасте. Причем выбирать «мишень» могут спонтанно, менять по ситуации свои установки на то, что (кто) есть самое большое зло. Желание противопоставлять становится у них самоцелью. 
Другой путь

Наши взгляды на других людей, наш пример отношения к ним – второй важнейший фактор воспитания толерантности. Воздействие его тоже начинается очень рано. Ведь ребенок усваивает родительские нормы, когда самого его они еще не касаются напрямую. Совсем не обязательно быть участником общения, более того, можно даже избегать его, но оценивать тем не менее позитивно.  Мы не всегда уделяем внимание своим реакциям, конкретным словам. Однако они становятся привычными и уже сами по себе оказывают влияние на наше отношение к чему-либо. И передают это отношение детям, формируя теперь у них соответствующую реакцию и образ мыслей. Чтобы позитивное мироощущение, приятие себя и других стало нормой, желательно слышать: «Да, так бывает у людей» вместо: «Как так можно», «Просто он (они, она) такой», «Что за…»

Конкретный пример
Как толерантность должна проявляться на практике? Мало просто понимать, что «эти люди не такие, как мы, но они все равно имеют право жить рядом, заслуживают уважения». Толерантность – это и готовность принять человека, включаться в общение с ним. И участие, помощь, когда мы говорим о людях, попавших в трудную жизненную ситуацию. Если взрослые не отстраняются от детей-инвалидов, не призывают исключить их из групп, где «только нормальные», а делают все для полноценного совместного обучения и общения, то и дети будут воспринимать это как норму. Если взрослые знают адреса пунктов помощи, принимают посильное участие в благотворительности, то и для детей это будет естественной и важной частью жизни. Конкретные действия – пусть не такие масштабные, незначительные на первый взгляд – всегда бывают убедительнее слов.
Всему есть предел

Вопросы толерантности интересуют не только психологов и социологов. Это важная тема для общества в целом, а значит, ею занимаются и педагоги, и правоохранители, и деятели искусств. Все больше фильмов – как взрослых, так и детских, основной мыслью которых является признание прав и свобод людей независимо от того, свой он или нет. И – да, уже много книг, спектаклей, где слегка подправлены нетолерантные ситуации. Надо это или нет – вопрос спорный. И он останется таковым по крайней мере до тех пор, пока не вырастет поколение детей, которые эти книги читали и эти спектакли смотрели. Стоит лишь помнить, что в сказках обычно не одна узкая тема, не одна главная мысль, а несколько. Еще – о том, что ни одна сказка не содержит информации такого рода: положительный герой убивает отрицательного только за то, что он иначе мыслит и иначе действует. И с этой точки зрения полезно знать именно оригинальные варианты. Чтобы чувствовать отличия толерантности и попустительства. Ведь это тоже очень важно. Одно дело – когда Волк живет по своим обычаям, действует в соответствии со своими установками, совсем другое – что он ест своих соседей или вообще постороннюю девочку. Здесь справедлив гнев, здесь должна закончиться толерантность. В ситуациях, когда речь только о непохожести, о причинах говорить можно и нужно. Только так, чтобы это было понятно ребенку, очень тактично и грамотно.  

интересное в сети