Как учить говорить новорожденного?

Уметь разговаривать, слушать, читать – эти навыки нужны любому человеку всегда и везде, где бы он ни находился. Некоторые считают, что специально для этого с ребенком заниматься не стоит, – все произойдет само собой. Заговорит, когда встанет на ноги, а сядет за парту в первом классе – тогда и научится читать! Но все процессы, в том числе обучения, развиваются значительно раньше, можно сказать, с самого рождения. И то, чему научится малыш, зависит от мамы.
Научный подход

Разнообразная и интересная среда в детстве приводит к развитию мозговой деятельности. Такие дети оказываются более способными по разным показателям. Особенно хорошо действует среда, располагающая к исследованию, возбуждающая любопытство.

Что такое коммуникация? Это способность получать информацию посредством общения, то есть с помощью слов, звуков, песен, жестов, рисунков, картинок и так далее. Чем больше у ребенка практики общения со взрослыми – родителями, бабушками, дедушками – с самого раннего возраста, тем легче ему будет в дальнейшем приобретать более сложные навыки – от чтения до работы на компьютере.

Начните со слов: «Давай вместе!» И тогда вы увидите: эти волшебные слова откроют дверь ребенку в область новых умений, знаний и увлечений. Это не просто добрый совет! Он опирается на психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка». Известно, что в любом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще.

Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, расширяется за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым. Другими словами, завтра кроха будет делать сам то, что сегодня делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе – это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития.

Представим себе, что у одного эта зона широкая, то есть родители с ним много занимались, а у другого узкая, так как родители часто предоставляли его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.

Так что оставлять «из педагогических соображений» ребенка одного там, где ему трудно, – грубая ошибка. Это значит игнорировать не что иное, как основной психологический закон развития!

Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Возьми меня с собой», «А можно я тоже буду…» или «Поговори со мной…». И, если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один: «Да!»

Начать издалека

Ценно для ребенка слушание «взрослых» стихов, если родители читают их с удовольствием. Желательно знать стихи наизусть, чтобы не прерывать эмоциональный контакт со слушателем.

А теперь, чтобы понять, почему общение так важно для мозговой деятельности, давайте узнаем, как именно мозг воспринимает то, что слышит? Что творится внутри этой пока еще крошечной детской головки? Известно, что в четыре года у ребенка начинается активный процесс образного мышления. Образы – это уникальные мыслительные конструкции. Как же они возникают у маленького человека?

Мозг младенца реагирует на внешний мир только эмоционально. Слово «эмоция» в переводе с латинского означает «потрясаю, волную». И действительно, она похожа на волну: пробежала по телу, вызвала приятные или неприятные ощущения и исчезла. По мере развития мозг малыша уже способен запомнить воздействия различных источников. Эмоции, которые мозг запоминает и может по памяти воспроизвести, мы называем чувством. Постепенно мозг осваивает более сложную операцию. Вызвав в памяти чувство, он его закрепляет в виде образа. Образ может быть описан разными способами, но главное, что любое его воспроизведение по сути своей является творчеством.

К примеру, в сказках, которые взрослые придумывают с детьми, малыши описывают не реальный мир, а то впечатление, которое он на них производит, то есть свое внутреннее состояние, свой психический (духовный) мир. Чтобы описать его, они ищут во внешнем мире аналогии предметов и событий и, оперируя ими, создают образы, сообщая при этом о своем внутреннем состоянии.

Такое описание при помощи аналогии называют метафорой. Именно языком метафор говорит наша психика, точнее – правое полушарие головного мозга. Между прочим, ученые считают, что, кроме процесса создания и хранения образов, эта часть мозга заведует и нашим здоровьем.

Итак, мы узнали, с первых минут жизни новорожденного его мозговая деятельность начинает активно «включаться», работать, настраиваясь на многочисленные новые звуки вокруг, которые он начинает слышать, воспринимать, обрабатывать. Спустя несколько лет человек будет виртуозно обращаться с самыми разными звуками, словами, понятиями, синтаксисом – и все это благодаря невероятно сложным операциям, которые проделывает мозг, раскодируя и сортируя передаваемые ему извне звуки.

Например, если ваш ребенок преимущественно слышит русскую речь, его мозг будет перерабатывать и в конце концов воспроизводить звуки, слова и грамматические конструкции именно этого языка.

Тот малыш, который постоянно слышит в течение первого года жизни не один разговорный язык, а два, легко заговорит на обоих – ведь он вполне способен улавливать нюансы разных языков.

Первые разговоры

Готовность к школе вовсе не означает умение читать и писать к 3–4 годам. Родители часто вкладывают много сил в обучение ребенка этим навыкам, но на самом деле это куда лучше сделает школьный учитель. Готовность к школе означает умение ясно мыслить, рассуждать и быть открытым к восприятию нового.

Может быть, это удивительно, но развитие речи начинается еще задолго до рождения ребенка – во внутриутробном периоде. Действительно, ведь уже тогда зародыш слышит четко различимые каденции интонации и ноты голоса своей мамы и даже, пусть в меньшей степени, голос окружающих ее близких людей, среди них – отца. Особенно восприимчивы они к музыке.

Как только новорожденный появляется на свет, он уже слышит в полную силу все те же когда-то приглушенные для него звуки, но теперь он уже способен наблюдать за движениями губ и выражением ваших глаз, излучающих тепло и разные эмоции. Со временем, когда кроха научится управлять своими голосовыми связками и дыханием, он обязательно начнет повторять за вами. Поэтому агуканье и разговоры с малышом – не просто удовольствие для вас, это биологический императив.

Когда ребенок начинает задавать вопросы о мире и жизни, он не просто забавный «почемучка». Он воистину человек познающий, человек, жаждущий познавать, человек, любящий думать, – философ. Так что к философским разговорам со своим ребенком нужно быть готовым.

Вот несколько легких и забавных способов помочь в развитии речи, усложняющихся по мере взросления малыша.

  1. Если малыш не спит – наденьте на него пинетки с бубенчиками и дайте погремушки: малыш должен понимать, что контролирует производимый им звук. Подобные упражнения способствуют развитию речи.
  2. Приобретите книжку-картинку, на которой изображены лица и части тела. Показывая ребенку картинки, озвучивайте их, затем показывайте ту же часть тела на себе.
  3. Указывая на предмет, произносите его название. Давайте ему характеристики: горячий, большой, красный…
  4. Обращайте внимание на похожие или, наоборот, различные признаки предметов, например: гладкий – шершавый, круглый – продолговатый, открытый – закрытый.
  5. Описывайте чувства людей.
  6. Говорите с ребенком о вещах, которые он видит ежедневно, к примеру о носках или ботинках, об овощах или фруктах. Обсуждайте их цвет и очертания.
  7. Читайте ребенку каждый день. Перечитывайте одну и ту же книгу.
  8. А пока читаете – давайте ему возможность переворачивать страницы самому.
  9. Играя, подражайте голосам животных.
  10. Рассказывайте сказки. Ведь это древнейший и интереснейший способ общения взрослого с ребенком. Сказка рождалась тогда, когда ни литературы, ни письменности еще не было. Поэтому она и сегодня лучше воспринимается, если не читается, а сказывается.
  11. Слушая стихи, сказки, песни, малыш не только начинает различать интонации, не только осваивает мелодику материнской речи, но приучается к речевому общению. А без этого нет развития. Поэтому даже в первые недели и месяцы ребенку можно и нужно рассказывать и петь то, что близко взрослому, что волнует его.
  12. Смотрите в глаза ребенку, когда говорите с ним.
  13. Притворитесь, что говорите с ребенком по телефону, – используйте настоящий или игрушечный телефон. Используйте «телефонное время» для введения новых слов и понятий.
Расставить приоритеты

Наблюдения показали, что с рождения дети узнают и предпочитают следующие звуки:

  • звук человеческого голоса – всем прочим звукам;
  • звук голоса матери – всем прочим женским голосам;
  • модуляции и тональность своего родного языка;
  • знакомую им мелодию (в том числе ту, что часто слышали, находясь в утробе матери).

Среди преобладающих звуков у ребенка первого месяца жизни – всхлипывания и плач как самый удобный путь выражения наиболее важных чувств – голода, холода, страха или просто желания быть с вами рядом. Так он привлекает ваше внимание. Ведь мама всегда сразу подойдет к малышу на плач и постарается как можно скорее устранить его причину. То же происходит, когда вы отвечаете на улыбку ребенка, которую обычно он начинает дарить нам примерно с третьей недели жизни. Так реакция и действия взрослого сами по себе дают крохе понять, что он может использовать звуки, чтобы выражать свои желания, и они непременно будут выполнены. Кроме того, в процессе такого общения ребенок будет учиться тому, что разговор ведется по очереди – сначала моя очередь, потом твоя.

интересное в сети