Ролевые игры: 10 способов научить ребенка играть

Только малыш сел поиграть в своей комнате – пора собираться! На английский, китайский, футбол, робототехнику. Остановитесь. Ведь ведущая деятельность у дошколят – это игра. Взрослые об этом часто забывают.

Почему играть так важно? Этот вопрос зачастую ставит родителей в тупик. Многие думают, что игры нужны детям прежде всего для удовольствия, а заодно и для тренировки смекалки. Вот и вся польза.

Творческий потенциал в игре действительно развивается. Чтобы разнообразить сюжет или воплотить в жизнь задуманный сценарий, приходится самостоятельно конструировать, лепить, рисовать, вырезать из бумаги, потому что настоящий молоток и тем более пилу папа не даст. Еще в игре дети расширяют кругозор. Им постоянно нужна новая информация про объект игры или про выбранную роль, чтобы добиться аутентичности. Все так, но это только цветочки. На самом деле сюжетно-ролевая игра – это то основное занятие, во время которого ребенок развивается не только в психоэмоциональном плане, но и как личность.

Именно во время игры формируются и совершенствуются высшие когнитивные функции: память, внимание, мышление, воображение. Все эти психические процессы становятся потом базой для успешной учебы в школе и институте.

Есть и другой принципиальный момент. Играя, ребенок учится контролировать себя. Вживаясь в роль и следуя придуманным правилам, малыш получает возможность активно управлять своим поведением, эмоциями и желаниями. Это иллюстрирует классический эксперимент. Когда детей сначала просили просто постоять на одном месте, а потом предлагали поиграть в часового и поохранять суперсекретный объект. Во втором случае выдержка и терпение помогали испытуемым продержаться на посту аж полчаса.

В сюжетно-ролевой игре на первый план выходят отношения с партнером. И это очень важный пункт. Малыши взаимодействуют только с предметами. А примерно с 3 лет детей начинают интересовать уже отношения между людьми. Это и есть главный маркер сюжетно-ролевой игры. Примеряя на себя разные роли, придумывая сценарии для своих персонажей, дети накапливают опыт социального общения и учатся договариваться, а если говорить в более широком смысле, то адаптируются к взрослой жизни.

Ребенку важно играть именно в том возрасте, когда игра имеет определяющее значение в его развитии. То есть с нуля и как минимум до 7 лет.
Банальный сюжет

Большинство современных детей играть не умеют. По крайней мере, по сравнению с нами их игры выглядят очень примитивно. На это есть несколько причин.

Во-первых, у детей объективно стало меньше времени на свободную игру. Это когда они могут играть так, как им хочется. Почему, вопрос уже к родителям. Если ребенок после сада едет на дополнительные занятия, вечером остается только почистить зубы и отключиться под сказку.

Во-вторых, детские игры сильно видоизменились из-за того, что дети все больше отдаляются от реальной жизни взрослых. Они имеют очень смутное представление о том, как устроены наши социальные отношения и весь этот мир в целом. Все потому, что времени на рассказы у взрослых тоже остается мало. Кроме работы есть же еще соцсети, из которых очень трудно вынырнуть. Вот и приходится детям играть в те сюжеты, которые им понятны и близки. Их они черпают из мультфильмов. Порой не самых интеллектуальных. В результате игра обедняется и сводится к бессмысленной беготне или кривляниям без вразумительного сюжета и грамотно простроенного взаимодействия между персонажами.

В-третьих, детская игровая культура обедняется за счет исчезновения дворовой среды. Раньше малышей опекали и направляли ребята постарше. А сейчас дети общаются почти всегда со сверстниками, потому что в садах группы одновозрастные. Со старшими братьями и сестрами особо не поиграешь, у них ведь тоже перегруженный график. Получается, что роль наставников сейчас играют взрослые. Проблема в том, что взрослые заточены на обучение, что в саду, что дома. Круг опять замкнулся.

Игровое поле

Если вы намерены дать ребенку возможность наиграться как следует, надо продумать план действий и степень своего вмешательства.

1. Не ленитесь рассказывать. Важно в упрощенной форме рассказывать детям, чем мы занимаемся, что делают люди вокруг, и, главное, объяснять – зачем.

2. Объясняйте, как устроен этот мир. По ходу пьесы и в форме игры. Приехали в аэропорт, расскажите, кто тут работает и почему каждая профессия важна. Пришли в магазин, порассуждайте, откуда на прилавках появляются продукты. Достали кошелек, объясните, зачем нужны деньги, как их зарабатывают и как тратят. А потом дома проиграйте эти сценки с игрушками. Все это очень важные моменты, которые облегчают адаптацию ребенка к взрослой жизни.

3. Мягко предлагайте варианты игры, но не настаивайте. С детьми играть не можно, а нужно. Вы можете помочь организовать игру, установить правила, придумать новый сюжет или реквизит. Но все же важно выдерживать определенную линию поведения. Если диктовать, что делать, дети не научатся играть сами. Окончательный выбор должен быть за детьми: как они хотят, пусть так и будет.

4. К игрушкам относитесь внимательно. Психологи говорят о том, что слишком детализированные наборы принцессы, плотника или доктора не дают развиваться фантазии. С другой стороны, детям они очень нравятся. Проблема решается просто: достаточно показать ребенку, как применять такие игрушки не по назначению. Например, отвертка легко превращается в дрель, перфоратор, удочку или учительскую указку. Но предметы широкого спектра нужно малышу обязательно предоставить. Это могут быть пустые коробки, контейнеры, тряпки, веревки. Из них и правда получается что угодно.

5. Установите разумные границы. Когда малыш начнет тянуться к взрослым вещам, которые вам очень дороги, ваша задача – показать ему допустимые пределы. Но не запрещая трогать папин планшет или мамину помаду, а предлагая занятную альтернативу. Сделайте вместе компьютер из картона, подарите свою старую помаду или купите дешевую.

6. Ребенок проявил интерес к уборке – ловите момент. Пусть это не игра в чистом виде, а попытка проявить самостоятельность и научиться обслуживать себя самостоятельно, ее необходимо поощрить. Если загубите инициативу, потом не ждите, что ребенок будет убирать комнату и помогать вам по дому. Поручите малышу взрослые дела. Боитесь за дорогущий сервиз – купите простые тарелки, жалеете паркет – дайте вместо пылесоса веник.

7. Если малыш капризничает, поиграйте с ним вместе. Вместо соревнований, кто соберет свою часть игрушек быстрее, лучше работает игра в белочку, которая собирает грибочки. К слову, в игровой форме у ребенка можно пробудить мотивацию к любому полезному, но не очень приятному занятию. Этот способ работает в сто раз лучше нотаций, угроз и наказаний и позволяет избежать ненужных, а порой многолетних конфликтов. И не забывайте хвалить ребенка: поощрение родителей помогает привить любовь к порядку.

8. Помните, что смешно, то не страшно. В игре детям важно проигрывать все те вещи, которые кажутся пугающими или неприемлемыми. В том числе плохие слова и свою агрессию. Следите за играми малыша. Если странный сюжет держится долго, лучше подключиться. Бессмысленно говорить: «Перестань так играть! Мне не нравится, как ты играешь!» Он найдет время, когда вы ничего не увидите. Разумнее будет малышу помочь. Но менять ход игры снова следует очень мягко и только от лица того персонажа, чью роль вы будете играть. Например, ребенок полюбил агрессивную игру, где кто-то кого-то постоянно обижает. Вы берете на себя роль жертвы и от ее лица говорите: «А что это ты меня бьешь все время? Давай лучше вместе отправимся в тундру! Прямо сейчас!» Усваивая новые модели общения, подсказанные взрослым, малыш сначала учится использовать их в игре, а потом уже меняет и собственное поведение.

9. Если есть возможность, попробуйте проводить игровые вечера. Один или два раза в неделю. Чем больше будет участников, тем лучше. Только найдите время, когда вы не будете отвлекаться на другие дела. Перед игрой расчистите как можно больше свободного пространства и разложите на видном месте подручные материалы: старые простыни, шляпы, очки, картон, фломастеры, ножницы, подушки, кубики и т. д. Все эти многофункциональные предметы вы будете использовать для создания реквизита, масок или костюмов.

Детализированные игрушки старайтесь не использовать. Важно ведь пробудить у детей фантазию и тягу к творчеству. А дальше каждый участник действа выбирает себе роль, придумывает, чем он будет заниматься, и игра начинается.

10. Не упустите момент. Не умеющий играть ребенок будет испытывать дефицит в сфере эмоционального развития. Он станет нелюбопытным, менее уверенным в себе и, как следствие, менее активным. В результате главные процессы социального и психического развития нарушаются. Другая  опасность: малыш может не успеть наиграться. Тогда он просто не перерастет эту стадию, и перейти на следующий уровень, необходимый для учебы в школе, ему гораздо сложнее.

И не забудьте: игра должна доставлять вам удовольствие, иначе от этой затеи никакой пользы не будет.

интересное в сети
‡агрузка...