Слово за слово: практическое руководство по развитию речи у малыша

Почти каждая мама точно знает, когда малыш должен начать сидеть, переворачиваться, стоять и ходить. Но вот с речью все не так определенно. Между тем именно в период от рождения до года складываются условия, обеспечивающие в дальнейшем полноценное овладение этой функцией. Когда же все-таки ребенок должен сказать первое слово? Понимает ли он, что мы ему говорим? Чем отличается гуление от лепета? Давайте разбираться.
От рождения до 3 месяцев: крик

Самая первая речевая активность появляется у ребенка сразу же при рождении – это крик. Конечно, он возникает неосознанно и вызван резким изменением окружающей среды, а не желанием пообщаться, но тем не менее во время крика уже вовсю работают голосовые связки и дыхательная система. Крик каждого ребенка индивидуален, но логопеды считают, что он не должен быть хриплым, сдавленным, чересчур пискливым или слишком тихим. Со временем (к 2–3 месяцам) крик начинает сопровождаться усилением двигательной активности, появляются слезы. В этом же возрасте мамы отмечают различия крика в зависимости от состояния малыша (голода, боли и т.д.). Главное на данном этапе – эмоциональное общение крохи с взрослым, в особенности с мамой.

ПРАКТИКУМ

1. Вызывайте зрительное и слуховое сосредоточение

  • Мамино лицо – любимый объект наблюдения новорожденного. Возьмите кроху на руки и дайте ему возможность как следует рассмотреть вас.
  • Учите малыша всматриваться в предметы (можно раскачивать или потряхивать яркую игрушку – лучше, если она будет из нескольких контрастных цветов), при этом называя их.
  • При общении с младенцем задавайте простые вопросы и сами отвечайте на них, например: «Хорошая Танечка? Хорошая Танечка!»

2. Делайте легкий массаж губ

Нежно поглаживайте, постукивайте губы малыша, пассивно открывайте и закрывайте маленький ротик. Все движения должны быть плавными и легкими!

3. Учите речевому вниманию (с 2 месяцев)

Разговаривая с ребенком, медленно обходите его кровать, стараясь сделать так, чтобы он следил за вами глазами, а позже – поворачивал голову. Активно пользуйтесь мимикой и интонацией и старайтесь, чтобы при этом ребенок видел ваше лицо.

4. Разговаривайте!

  • Ваша речь должна быть медленной и четкой, ласковой и певучей, но без лишнего сюсюканья. Достаточно того, что предложения будут короткими, а слова – простыми.
  • Во время «режимных» моментов (кормления, купания, переодевания и т. п.) проговаривайте то, что делаете, даже если вам кажется, что кроха вас не слушает и не понимает. Уже давно не вызывает сомнения следующий факт: дети, чьи мамы активно общались с ними с самого рождения, начинают говорить быстрее своих сверстников.
Что может навредить развитию речи?

Есть ряд факторов, которые врачи, психологи и логопеды считают неблагоприятными для развития речи и ребенка в целом.

* Наследственность. Не существует точной связи между нарушениями речи или психики у родственников и детей, однако статистика показывает, что у детей с неблагоприятной наследственностью речевые дефекты возникают чаще, чем у других.
* Осложненное течение беременности (сюда относятся все травмы и болезни будущей мамы, угрозы выкидыша, возраст родителей и даже их нежелание иметь ребенка).
* Родовые травмы, слишком быстрые или, наоборот, затяжные роды, применение стимуляции родовой деятельности, асфиксия и гипоксия у плода.
* Различные неврологические патологии и микропатологии (в том числе повышенное внутричерепное давление, гематомы мозга, гипер- или гипотонус мышц).
* Перенесенные ребенком заболевания, такие как менингит, энцефалит, полиомиелит, цитомегаловирусы.

Что же делать родителям в этих ситуациях? Прежде всего не волноваться и не паниковать. Ничего страшного еще не произошло, и наличие вышеперечисленных факторов вовсе не означает, что у ребенка будут какие-либо дефекты. Однако лучше с ранних лет пристально следить за развитием малыша, усиленно заниматься с ним и в случае отклонений сразу же обращаться к специалисту.

От 3 до 6 месяцев: гуление

В этом возрасте появляется новый вид крика – «ложный», который вызван не жизненно важными потребностями или дискомфортом, а желанием видеть маму и общаться с ней. К началу третьего месяца жизни у большинства здоровых детей частота крика снижается (хотя он по-прежнему используется как «протест» в ответ на неблагоприятный раздражитель) и появляются отчетливо произносимые гласные звуки (обычно это «а», «у», «и») – первичные вокализации, которые принято называть гулением. Возникают они спонтанно и только во время бодрствования. Примечательно, что сам малыш получает удовольствие от этих вокализаций. Гуление – еще очень примитивная форма речи, но на данном этапе уже работает дыхательная система, осуществляются первые попытки слухового контроля над речью и целенаправленного речевого общения.

ПРАКТИКУМ

1. Побуждайте к зрительному контакту

  • К 3–4 месяцам вы заметите, что при вашем появлении малыш начинает активно двигать ручками и ножками, поворачивает голову, улыбается и гулит. Психологи называют это комплексом оживления. На этом этапе с уверенностью можно сказать, что кроха общается с вами и рад этому!
  • Окликайте малыша из разных мест комнаты, привлекая его внимание, при этом чередуйте шепот с громкой речью.
  • Многократно повторяйте имя ребенка при общении с ним, делайте это в различных вариациях: «Саша, Сашенька, Сашуля».

2. Стимулируйте гуление

  • Характер и продолжительность гуления зависят от вашей реакции: показывайте, как вы рады общению, повторяйте вслед за малышом незатейливые комбинации звуков – и вы заметите, что гуление усилится и приобретет более эмоциональный характер.
  • Взяв малыша на руки, привлеките внимание к своему лицу (для этого можно пощелкать языком, поцокать или просто поцеловать кроху). Когда он остановит на вас взгляд, произносите звуки «гу», «агы», «агу».
  • Во время «переклички» с ребенком сначала повторяйте те звуки, что он говорит, а затем добавляйте новые («ба», «па», «ма», «да»).

3. Развивайте речевое внимание

  • Побуждайте ребенка искать источник звука (используйте детские музыкальные инструменты, игрушки). Спрашивайте «Где машинка?», а после того, как ребенок повернет голову в нужную сторону, отвечайте «Вот машинка!»
  • Произносите короткие рифмованные строки, изменяя интонацию, темп произнесения слов и громкость голоса (подойдут простейшие детские стихи и потешки).
От 6 до 9 месяцев: лепет

Примерно в полгода родители впервые слышат из детских уст лепет – произнесение сочетаний звуков, похожих на слоги или даже слова. На первых этапах это обычно звуки «п» и «б» с гласными («па», «бу», «апу» и т. д). Логопеды называют это ранним лепетом. Затем кроха начинает произносить целые «слоговые цепочки». Разные чувства побуждают малыша к произношению разных звуков. Интересно, что в лепете присутствуют все звуки всех языковых систем мира, но сохраняются только те, которые ребенок слышит от окружающих взрослых. При лепете включается в работу артикуляция: органами речи (языка, губ, щек, нижней челюсти) производятся специальные движения.

Во время лепета кроха также может высовывать язычок, строить рожицы, пытаться имитировать мимику мамы. Начинается новый этап общения с ребенком – общение на основе понимания, когда взрослый через речь руководит всем развитием и поведением ребенка.

ПРАКТИКУМ

1. Развивайте понимание речи

  • Произнести слово малыш еще не может, но он уже способен усвоить его значение. Для этого он должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его, нюхать (если он имеет запах), пробовать на вкус (если он съедобен), выполнять с ним какие-нибудь действия (катать, держать в руках, гладить, и т. д.). Называйте все, что привлекает внимание ребенка: части тела, игрушки, предметы одежды, имена детей и взрослых, действия – и давайте потрогать, если это возможно. Охватывая как можно больше органов чувств, вы обеспечите крохе легкое и полное усвоение слова.
  • Практикуйте игровые упражнения, требующие выполнения движений по просьбе («Ладушки», «Дай ручку», «До свидания» и т. п.). Например, помогите крохе помахать ручкой вслед уходящему взрослому и скажите: «Пока-пока!»

2. Стимулируйте лепет

  • Во время лепета подражайте звукам, которые малыш произносит. Говорите новые слоги («ба-ба», «ма-ма», «бу-бу», «пы-пы» и т. д.), добиваясь от него произнесения точно таких же слогов.
  • Выразительно произносите простые потешки с повторениями новых слогов: «Бу-бу-бу, бу-бу-бу, сидит птичка на дубу», «Люли-люлю-люли, полетели гули», «Ай-ай-ай-ай, ты, собачка, не лай!».

3. Развивайте представления о величине, форме, цвете предметов

Играйте с ширмой (ею может быть любая занавеска, загородка, дверца) – так, чтобы ребенку не было видно происходящее за ней. Варианты действий: «заходит» за ширму одна игрушка, а выходит другая; входит большая, а выходит маленькая; прячется за ширму шарик, а с другой стороны появляется кубик. Обязательно проговаривайте все названия, определения, действия.

От 9 месяцев до года: слово

Лепет в этом возрасте усиливается и становится все более разнообразным: малыш уже повторяет цепочки разных слогов, например «ва-ля», «ма-ля», «па-ну». Лепет все больше похож по форме на слова родного языка. Ближе к концу этого периода в речи детей появляется ударение и интонация, именно поэтому многим мамам кажется, что их чадо уже вовсю болтает «на своем языке». Понимание речи также совершенствуется: ребенок радуется разговору и активно пытается подражать речи и мимике уже не только мамы, но и других людей.

Ближе к году кроха делает свои первые шаги, и примерно в это же время у него появляется первое слово. Это может быть «дай», «иди», «киса», «пить» и другие простые слова, которые малыш часто слышал раньше. Однако у некоторых детей первыми становятся совершенно «неожиданные» слова вроде «телефон», «колесо» или «лифт». Кстати, долгожданные «мама», «папа», «баба» большинство специалистов не считают полноценным словом и называют их «лепетными псевдословами», потому что состоят они из повторяющих слогов и часто не несут смысловой нагрузки. Что же считать словом? Слово – этот тот набор звуков, который малыш устойчиво использует для обозначения конкретного предмета или ситуации. При этом слова годовалого малыша могут быть искаженными и упрощенными. Так, если «ка» – это ворона, то это самое настоящее слово, а вот если тем же «ка» кроха называет и кашу, и птичку, и сестру Катю, это пока словом не является. Что же с лепетом? С появлением слов он никуда не исчезает, а, наоборот, усиливается, становится все более мелодичным и интонированным.

ПРАКТИКУМ

1. Продолжайте развивать понимание речи

  • Дайте малышу послушать звучание предметов: бубна, колокольчика, музыкальной игрушки. Затем, спрятав их за ширму, дайте послушать еще раз. После окончания звучания очередного инструмента доставайте его из-за ширмы и говорите: «Это был колокольчик!» и т. п.
  • Показывайте крохе знакомый предмет или игрушку и называйте ее, а затем просите показать («Где у нас тут зайчик?»). Далее пробуйте давать ребенку указание, чтобы он находил нужный предмет и давал («Дай мне зайчика!»).
  • Показывайте предмет в действии и называйте (кукла спит, машина едет, кошка умывается и т. д.).

2. Побуждайте ребенка к произнесению слов

  • Продемонстрируйте знакомую игрушку и попросите назвать ее: «Что это? Кто это?»
  • Показывайте игрушку, дожидаясь появления интереса к ней и желания взять в руки, а затем говорите: «Скажи «дай-дай!».
  • Старайтесь делать так, чтобы кроха почаще показывал вам разные предметы: спрашивайте, где стол, стул, кровать и т.п.
  • Побуждайте малыша договаривать отдельные слова и слоги в потешках и коротких стихах, например: «Баю-бай, баю-бай, ну-ка, Миша... (засыпай)»; «Мишка по полу идет, топ-топ, топ-... (топ); «А-а-а, у-ли, дети все усну... (ли)»). Здесь важно использовать те слова и выражения, которые ребенок неоднократно слышал раньше.

3. Начинайте развивать грамматический строй речи

Задавайте вопросы: «Где мама?», «Кто это?», «Кому дать молоко?», «Кто пойдет гулять?». Ребенок может отвечать как них как словом, так и жестом (действием); главное - чтоб он понимал и осознавал суть вопроса.

4. Делайте простую артикуляционную гимнастику

  • Специальные упражнения помогут укрепить мышцы артикуляционного аппарата (его составляют язык и губы, гортань, зубы, мягкое и твердое небо) и предупредить нарушения произношения звуков.
  • Сядьте перед зеркалом так, чтобы видеть и себя, и малыша. Начните выполнять упражнения, стараясь заинтересовать его. Если у крохи пока не получается делать правильно, помогите ему (пальцами откройте рот, слегка потяните за язычок и т. д.). Постарайтесь, чтобы в этот момент он видел себя в зеркале. Со временем малыш поймет, что вы от него хотите, и научится все делать сам.

На первых этапах выполняйте простейшие упражнения: открывайте и закрывайте рот, высовывайте и прячьте язык. Затем переходите к упражнениям посложнее. Вот примеры некоторых из них.

  • «Слоник» – вытяните губы в трубочку.
  • «Улыбка» – широко улыбнитесь.
  • «Лошадка» – пощелкайте кончиком языка
  • «Вкуснятина» – приоткройте рот, облизните сначала верхнюю губу, а затем нижнюю. При этом следите, чтобы другая губа не помогала языку и не «подсаживала» его.
Тревожные симптомы

Что делать если:

* новорожденный не закричал при рождении, закричал не сразу или его крик был не таким, как у других детей;
* к 4 месяцам кроха не гулит и не реагирует на появление мамы;
* к 7 месяцам он не лепечет, не реагирует на голос мамы и не радуется общению с ней;
* гуление и лепет появились в срок, но затем резко пропали или начали плавно угасать;
* ребенку не нравится слышать речь, в том числе книжки и песни, он закрывает ушки или плачет;
* к году не появилось ни одного настоящего слова;
* к году малыш не может взглядом или жестом показать знакомую игрушку или предмет;
* речевое развитие протекает с сильным опережением, в год ребенок говорит развернутую фразу, пытается рассказывать стихи.

Во всех этих случаях нужно в первую очередь не расстраиваться: то, что проблема обнаружилась на таком раннем сроке, говорит о том, что, скорее всего, ее удастся быстро решить. Правильным будет показать малыша логопеду. Приготовьтесь рассказать специалисту о вашей беременности и родах, о раннем развитии, привычках и поведении малыша. Нелишним будет подготовить несколько аудио- и видеозаписей крохи (подойдут даже те, что сделаны на телефон), ведь в незнакомой обстановке ребенок может вести себя не так, как обычно. Логопед поможет определить, есть ли проблема, каковы ее причины, и, самое главное, подберет коррекционную программу, по которой вы со своим малышом будете заниматься дома.

От года до трех лет: фраза

После того как первое слово произнесено, кроха словно губка продолжает впитывать в себя информацию. Каждый день он узнает несколько новых слов. Малыш начинает подражать разговору взрослых, интонационная составляющая его речи становится насыщенной эмоциями (можно различить указание, просьбу, гнев и др.). Словарный запас полуторагодовалого ребенка составляет в среднем 30–60 слов. Теперь он подкрепляет словами все действия, которые совершает: ест, идет гулять, играет и т.п. Постепенно он учится замещать правильными словами упрощенные словоформы: «собака» вместо «ав-ав», «болит» вместо «бо-бо». Примерно около двух лет речь вытесняет мимику и жесты, становясь основным средством коммуникации. Именно в этом возрасте у ребенка появляется потребность не просто в общении, а в общении с помощью речи – ее необходимо поддерживать и поощрять.

ПРАКТИКУМ

1. Побуждайте кроху к произнесению фраз

  • Дома и на прогулке давайте несложные поручения: например, «возьми красный кубик», «насыпь песка в самое маленькое ведерко», «покажи, где лежит твоя любимая книжка».
  • Чтобы побудить его отвечать вам полными предложениями, пользуйтесь «фразами-перевертышами»: «Котик кормит тебя или ты кормишь котика?». Особое внимание в период «говорения» уделите глаголам: чем больше их появится в словаре ребенка, тем выше будет уровень его речи.
  • Следите за своей интонацией: заинтересованность и искренние эмоции (удивление, радость, сожаление) будут способствовать тому, что ваши вопросы быстрее заинтересуют ребенка и побудят его вам ответить.
  • Если малыш категорически отказывается разговаривать фразами, попробуйте сменить обстановку, например, выйти на прогулку. Повторите свои попытки разговорить молчуна: возможно, то, что малыш отказывался говорить дома, он охотно произнесет на улице.
  • Уверены, что кроха знает слово, но не хочет его произносить? Заставьте его спорить с вами! Например, увидев на улице кошку, спросите: «Это собачка?» Пусть ребенок скажет «котя» или «кося» вместо «кошка», но это будет его самостоятельное слово.

2. Продолжайте тренировать артикуляционный аппарат

  • Не ленитесь делать гимнастику ежедневно, 3–4 раза в день по 3–5 минут. По мере того как малыш будет подрастать, пробуйте выполнять следующие упражнения: «барабанчики» (отройте рот и языком постучите сначала по верхним зубам, а потом по нижним), «шарик» (сначала надуйте одну щеку, потом «перекатите» воздух из нее во вторую), «комарик» (поднимите язык к верхним зубам, произнося звук «з» на выдохе), «рыбки разговаривают» (ударяйте верхней губой о нижнюю так, чтобы получался глухой звук), «хомячок» (попеременно надувайте и втягивайте щеки).
  • Запаситесь различными свистульками, дудочками, губными гармошками и учите малыша «играть» на них.

3. Заставляйте двигаться пальчики

Не забывайте, что уровень развития речи тесно связан с тренировкой мелкой моторики. Пальчиковые игры стимулируют процесс умственного и речевого развития ребенка. Учите кроху с помощью пальцев рук изображать различные предметы и действия. Потом можно перейти к «иллюстрированию» несложных стишков и потешек.

Нитку тянем, отрываем (сделайте резкое движение, как будто обрываете нитку)
И в иголку продеваем (изобразите действие)
Будем шить рубашку мишке (делайте воображаемые широкие стежки, как будто шьете)
И сошьем ему штанишки (встряхните кистями рук, имитируя сшитую одежду).

Постепенно переходите к более сложным пальчиковым фигурам (дом – сжатые в кулак пальцы одной руки накрываются «крышей» в виде ладони другой руки; утка – большой палец то прижимается к плотно сжатым остальным пальцам, то отодвигается от них; коза – указательный палец и мизинец вытянуты, остальные согнуты).

Пять самых распространенных родительских ошибок в общении с ребенком

Сюсюканье
Младенец должен слышать слова, произнесенные обычным человеческим языком – таким, на котором он сам впоследствии будет говорить. Детский лепет, безусловно, привлекателен, но не увлекайтесь словоформами вроде «гав-гав» (собака), «чух-чух» (поезд) и «бо-бо» (болит). Впоследствии вам трудно будет объяснить подросшему карапузу, почему его любимая игрушка вдруг перестала быть «бибикой», а стала называться «машиной».

Дефицит разговоров и книг
Многие родители не считают нужным разговаривать с ребенком, тем более читать ему книжки: зачем, он ведь еще такой маленький! Между тем только из обращенной к нему речи взрослых (и ниоткуда больше!) кроха черпает свои первые языковые умения. Так что, будьте уверены, может, он вас и не понимает, но «на ус наматывает»!

Переизбыток впечатлений
Бывает и наоборот: малыш с интересом слушает книги, и хочется каждый день предлагать ему новую! А еще – стишки, песенки, мультики… Некоторые дети попросту не справляются с таким объемом информации (иногда перенасыщенный информационный фон даже становится причиной заикания). Пока кроха слишком мал, лучше повторяйте ему одну и ту же потешку изо дня в день: поверьте, она ему не наскучит, зато принесет много пользы.

Повышенные требования
Ребенок в год еще не должен говорить предложениями и пытаться повторять стихи. Если малыш пытается это делать, затыкать ему рот, конечно, не стоит, но и стимулировать раннее речевое развитие ни к чему. То же самое можно сказать и о методиках типа «английский для ползающих», «читаем с пеленок» и т. д. Во-первых, нет ни одного исследования, доказывающего их стопроцентную «безопасность», а во-вторых, польза от такого обучения весьма сомнительна.

Отказ от помощи
Большинство мам консультируется по поводу развития речи с бабушками, подругами, соседями по площадке – словом, с кем угодно, кроме специалистов. Между тем из двух с виду одинаковых малышей один может иметь проблемы в развитии, а второй – нет, и разобраться тут под силу только профессионалу. Поэтому при любых вопросах, вызывающих беспокойство, не бойтесь обращаться к детским психологам и логопедам.

интересное в сети