как распознать талант у ребенка
Фото
Portra/Getty Images/Digital Vision
Клер Карье
Клер Карье
психология

психолог

Элизабет Брами
Элизабет Брами
психология

психолог и психотерапевт

Приятно видеть своего ребенка по-настоящему увлеченным. Вот он рисует (или танцует, или играет в футбол): сосредоточенный, упорный и такой не по-детски серьезный. Остальной мир в этот момент перестает существовать, и сразу становится ясно: это вам не игрушки, а важное дело!

В возрасте, когда перед малышом раскрывается мир во всем его разнообразии, перед любящими родителями разверзается пропасть вопросов. Начать усиленно заниматься тем, что у него так хорошо получается? Или не давить на ребенка — пускай это остается развлечением, досугом? А если малыш одарен настолько, что этот талант не только поможет выразить себя, но и преуспеть в будущем?

Вопросы отягощаются тем, что часто родители жалеют свои собственные упущенные возможности, неразвитые таланты. Вариантов много: кто-то упорно занимался все детство, но не сумел перейти на взрослый уровень, кто-то, наоборот, бросил заниматься, хотя все вокруг умоляли не закапывать талант. Например, 36-летняя Татьяна танцевала, сколько себя помнит, с 4 лет и до окончания школы, и вполне могла бы стать профессиональной танцовщицей. Но стала экономистом — и довольна.

А вот старшую дочь Татьяна нацеливает на профессиональный спорт: уже несколько лет девочка делает большие успехи в гимнастике (чего не скажешь о школьных предметах), поэтому вопрос с призванием для матери решен. «Дочка не просто одарена, она по-настоящему любит гимнастику и постарается сделать ее своей профессией», — объясняет Татьяна. Легко подумать, что именно нереализованное желание матери заставляет принимать такие решения за дочь.

Никогда не проецируйте на ребенка свои несбывшиеся мечты и нереализованные возможности. Из поколения в поколение талант передается не так часто, как принято считать.

Или другой пример: семья учителя и директора музыкальной школы, где все трое детей — музыканты-любители. «Музыка — это часть культуры. Заниматься ею — семейная традиция. Наши дети любят музыку, несмотря на то что это нелегкий труд — овладеть тем или иным инструментом», — рассказывает мама маленьких музыкантов. Сколько в этих примерах действительно желания и способностей детей, а сколько — упорства и убежденности родителей? На самом деле это не так уж важно. Французский психиатр и психоаналитик Клер Карье считает, что «абсолютно нормально — представлять будущее своих детей и желать, чтобы они имели те же устремления, что и ты».

Неважно, чем занимается ребенок — рисованием, скрипкой или теннисом, — жертвовать приходится многим, причем и детям, и родителям. Надо быть готовым посвящать новому занятию время (и значительное), деньги (иногда очень значительные), надо отказываться от других заманчивых предложений и перестраивать планы (уже не поедешь к бабушке погостить на месяц). Да и настроение ребенка изменчиво: сегодня дочка мечтает танцевать на сцене, а завтра — стоять на пьедестале почета, потрясая золотой медалью по плаванию.

Мама Лизы хорошо знает, о чем говорит: «Дочка занималась на пианино и вдруг захотела перейти на скрипку. Мне не нравились эти метания, и поначалу я сопротивлялась, потом сдалась. Но, прозанимавшись год, Лиза решила вернуться к фортепиано — при том что ее педагог по скрипке была ею довольна, отмечала прогресс. Я не знала, что делать. В любом случае, мне кажется, что заставлять тут невозможно — насильно мил не будешь. Остается утешаться, что, возможно, этот эпизод заставил дочку понять, как она на самом деле любит пианино».

как распознать талант у ребенка
Фото
Georgijevic/Getty Images/E+

Спортивные склонности тренер вычисляет сразу, ведь каждая дисциплина требует не только специфических способностей, но также и психологической подготовки и даже подходящего строения тела. Но, если ребенок не годится в будущие олимпийские чемпионы, это не значит, что спорт ему не подходит.

Есть много «щадящих» вариантов, тем более что некоторым детям особенно нужно движение и именно занятия спортом предлагают им средство избавления от лишней энергии, необходимую разрядку. Клер Карье, в прошлом спортивный врач, называет это в своих книгах «реваншем тела»: «Недоношенные дети или те, кого выхаживали в кювезе, познали „нехватку жизни“. Им нужно избавиться, излечиться от этого неприятного опыта вынужденной неподвижности их тела. Так что желание постоянно двигаться у таких детей совершенно понятно».

Радость или усталость?

Проблема развития любых способностей в том, что у маленьких детей все «слишком»: они слишком быстро устают, слишком нетерпеливы, слишком отчаиваются при неудачах. Но чтобы идти по пути от увлечения к умению, терпения нужно много. Заботливые родители же, догадываясь, что любые систематические занятия — это труд, тем не менее хотят, чтобы для ребенка это оставалось удовольствием, чтобы не становилось «нарядом вне очереди».

Найти золотую середину между радостью и дисциплиной трудно, но возможно. «Обучение должно обязательно сочетаться с игрой, весельем, — уверена Клер Карье, — иначе дети становятся роботами, они рискуют испортить себе психику. Нельзя забывать об удовольствии, нельзя держать ребенка в постоянном напряжении. Нужно дать почувствовать ребенку, как это увлекательно — взращивать свой талант, наблюдать, как он раскрывается, как здорово стремиться к новым вершинам». Конечно, любому родителю тут понадобится дар убеждения, но тогда малыш будет работать неутомимо!

Необходимо трезво оценивать способности ребенка и не требовать от него большего, чем он может достичь сам.

Иногда случается так, что дети с готовностью хватаются за все, что только видят. Родители, в свою очередь, не могут устоять перед такой любознательностью: записывают малышей на разные курсы, покупают экипировку или инструмент и превращаются в «таксистов», послушно развозящих ребенка и поджидающих его после занятий. Но, попробовав и то, и другое, и третье, такие любознательные малыши вдруг отказываются ходить куда бы то ни было, потому что видят в занятиях лишь удовольствие, когда же появляются малейшие требования — они ломаются. А родители снова погружаются в те же размышления, что и раньше…»

Однако психологи придумали решение: когда ребенок просит записать его в очередной кружок, соглашайтесь — при условии, что малыш немного подождет. «Когда поступает „заявка“, нужно заставить ребенка потерпеть, „помариновать“ его — пускай его желание окрепнет», — подсказывает психолог и психотерапевт Элизабет Брами.

Надо позволить детям самим все осознать, обдумать свое решение. Попробуйте объяснять таким образом: «Ты хочешь заниматься скрипкой? Хорошо, но знай, что нужно будет играть полчаса или час в день». Если ребенок продолжает настаивать спустя какое-то время, значит, пора приступать к обучению — а там уже результаты будут говорить сами за себя.

как распознать талант у ребенка
Фото
JGI/Jamie Grill/Blend Images/Getty Images/Tetra Images RF

Через тернии к звездам

«На самом деле результаты у действительно одаренного ребенка проявятся, можно сказать, сами по себе, что с ним ни делай», — улыбается психолог. — Но настоящий талант могут разглядеть только профессионалы, а не родители, ослепленные любовью. «Пока способности малыша не будут оценены несколькими преподавателями или жюри какого-нибудь конкурса, не стоит утверждать, что у него призвание», — объясняет Элизабет Брами.

Если у вас не ребенок, а чистый бриллиант, не стоит тем не менее круглосуточно заниматься его огранкой. Вы поможете наследнику развить умения и достичь совершенства при условии, что позволите ему спокойно расти, уважая его особенности и соблюдая гармонию в его жизни. Не секрет, что детский организм растет крайне быстро. И неравномерно: каждые полгода баланс между разными сторонами развития: физическим, эмоциональным, психомоторным, интеллектуальным — меняется. Если же обращать внимание только на одну сторону, это может навредить всем остальным. Именно родители должны поддерживать это равновесие, следить, чтобы не было перекоса — особенно когда речь идет о спорте.

Семейная поддержка, безусловно, необходима ребенку, но родители не должны заменять тренера, уверена психолог: «Обязанность родителей — не требовать от ребенка постоянно результата, а сопровождать его, помогать во всем и главное — следить за тем, чтобы он был счастлив. Чтобы ребенок успевал видеться с друзьями, играть, гулять, слушать музыку, читать книжки — в общем, развивался по возрасту». Не нужно превращать занятия ребенка в площадку для дрессировки, где он должен доказать свою эффективность и непременно добиться успеха. «Какими бы одаренными ни были дети, они должны жить и играть, как все остальные», — настаивает психолог. Иначе жизнь станет слишком сложной и трудной для них. И для вас.

А что потом?

Любуясь малышом, рисующим первые шедевры, несложно унестись вслед за мечтой: он станет великим художником и прославит фамилию Афонькиных на весь мир! Но лучше все-таки твердо стоять на земле и быть готовым к тому, что спустя несколько лет перспективный, подающий надежды юный художник (или теннисист) скажет: «С меня хватит» или «Я хочу сменить дисциплину». Причин может быть много. Например, ребенок чувствует себя белой вороной и понимает, что слишком не похож на других, «обычных» детей. Или хочет больше времени проводить наедине с собой, со сверстниками. Или высокие требования и постоянная нагрузка постепенно уничтожили всякое удовольствие.

Пускай ребенок не станет ни чемпионом, ни виртуозом, но останется вдохновенным любителем — разве это плохо? Талант ребенка — это не обязательство на всю жизнь.

Да и самим родителям надо избавиться от стереотипов и давления со стороны общества, в котором слишком много места отводится соревнованию, достижению совершенства. Причем, как правило, чем выше их социальный статус, тем активнее они давят на ребенка. Многие родители стремятся реализовать свои амбиции с помощью талантов ребенка. Таких примеров много и в мировом спорте, и в кино, и в музыке, и в других областях.

Сегодня многие родители настойчиво подталкивают к совершенству детей, потому что сами не обладают нужными способностями. А выделиться из толпы им необходимо.

Например, Полина, воспитывающая погодков — полутора и двух с половиной лет, — признается: «Мне бы очень хотелось, чтобы дети были в чем-нибудь по-настоящему талантливы. Это дает и внутреннюю опору, уверенность в себе, и может обеспечить в будущем». Чаще, безусловно, так думают те, чьи взрослые свершения далеки от того, о чем они мечтали в детстве, чьим способностям не дали развиться — или обстоятельства, или родительские запреты.

Надо отстраниться от детских обид и взрослых неудач и помнить: мы имеем право быть обычными, нормальными людьми. Нормально желать своим детям лучшего будущего, но, в конце концов, не только гении и таланты бывают счастливы и довольны жизнью!

Больше полезных и интересных материалов для мам и пап — в нашем канале на Яндекс.Дзен.