Почерк ребенка: о каких проблемах может говорить
Фото
Getty Images

На самом деле очень обидно: получить четверку за правильно выполненные задания. Но может быть, это правильно? И требования к детскому почерку оправданы? На эти и другие вопросы в эфире «Детского радио» ответила психолог-графолог Лариса Дрыгваль.

Лариса Дрыгваль

Лариса Дрыгваль

Графология, психология

Графолог, кандидат психологических наук, преподаватель графологии, почетный член Международной ассоциации профессиональных психологов

«Это миф: если человек пишет каллиграфически, красиво, значит, у него все в порядке и он психически здоров. Наоборот, есть исследование, согласно которому это может быть признаком одного из вариантов шизофрении. Почерк людей с таким заболеванием максимально каллиграфичен. Увидев его вы наверняка скажете „вау, я тоже хочу так писать“. А по факту окажется, что пишет психически нездоровый человек».

По словам эксперта, почерк не зависит от «поставленной» руки ребенка или ручки, которой он пишет. Все намного сложнее.

«Почерк напрямую связан с работой головного мозга, — говорит Лариса Дрыгваль. — Не рука пишет, а мозг пишет через руку».

По словам эксперта, ругать школьника за плохой почерк в начальных классах просто нет смысла. Если сейчас ваше чадо пишет как курица лапой, это еще ни о чем пока что не говорит.

«Почерк формируется не сразу, — поясняет графолог. — Ему нужно созреть. Процесс проходит в несколько этапов и растягивается на несколько лет, вплоть до 13-14. А начинать говорить о каких-то трудностях, проблемах можно только после того, как ребенок уже будет писать пару лет. В первом классе об этом говорить рановато».

Как формируется почерк

Сначала ребенок учится писать отдельно взятую букву, потом — правильно эти буквы соединять. И только после многочисленных тренировок это превратится в автоматизм — навык полностью созреет и уйдет в сторону бессознательного.

«Только, когда ребенок начинает писать, не задумываясь, как выписывать каждую буковку, когда думает только о содержании написанного, а не о том, как он пишет, тогда уже можно и нужно обращать внимание на почерк и смотреть, есть ли где-то в работе мозга сбой», — объясняет Дрыгваль.

Итак, от чистописания детям все же никуда не деться. Оно необходимо на первом этапе, чтобы сформировать сам навык письма. Пропись — это образец, точка отсчета. Идеальный ноль, к которому, как мы уже выяснили, нет смысла стремиться.

Каллиграфический почерк не говорит об индивидуальности. Он отражает социальную маскировку, желательность. Это как если бы вы нарядились в красивую одежду для праздника, изобразили счастливую улыбку. И никто не узнает, что на самом деле скрыто за ярким «фасадом». Так и человек с виду может показаться благополучным, позитивным, успешным, а на самом деле он много сил тратит на эту игру и изображение социального стереотипа успешности.

В обычной жизни в формировании почерка участвуют и нервная система, и темперамент, и особенности психики, и основы личности.


Поэтому «чесать» всех детей под одну гребенку, уверена эксперт, тоже нельзя. В итоге почерк у всех будет индивидуален. А учиться красиво и аккуратно писать — это серьезная нагрузка для детской психики.

«Один ребенок может целый час сидеть и выписывать каждую букву, его нервная система справляется с этой нагрузкой, — говорит Лариса Дрыгваль. — А для другого это просто невозможно: сосредоточиться, выписать, да и еще посмотреть как это все в целом получилось. Индивидуальные особенности нужно учитывать, и я на стороне детей в этом случае. Ругать за то, что не получается, заставлять переписывать нельзя. Страдает самооценка: я какой-то не такой, у всех получается, а у меня нет».

Почерк ребенка: о каких проблемах может говорить
Фото
Getty Images

Самые серьезные изменения почерка специалисты отмечают у подростков. Меняться может абсолютно все: от наклона до размера букв. Это нормально, потому что в этот период происходит становление личности, подросток ищет себя. И все это отображается на письме.

О чем может говорить почерк

Если ребенок пишет либо слишком большими буквами, либо бисерным почерком, значит, он не может соотнести размер буквы с размерами листа — это проблемы с пространственной ориентацией. С психологической же точки зрения это может говорить о самовосприятии и самооценке.

«Нормальный размер буквы — 3-5 миллиметров. Если человек так пишет, значит он относительно адекватно себя воспринимает, — подчеркивает эксперт. — Но поскольку самооценка человека — вещь достаточно субъективная, почерк может уменьшаться или увеличиваться».

Если ребенок пишет с левым наклоном, он больше интроверт, его внимание направлено внутрь себя самого. Правый наклон говорит о том, что человек интересует внешний мир, он склонен к экстраверсии. Такой тип почерка распространеннее. Прямой наклон тоже считается наклоном интровертов, но менее «глубоким».

«Как правило люди с прямым наклоном взвешенные люди, они любят поразмыслить, посмотреть разные точки зрения прежде чем принимать решение», — говорит графолог.

Округлые буквы на письме характеризуют образное восприятие эмоционального человека с хорошо развитой эмпатией. Угловатые, резкие буквы говорят о том, что человек хорошо видит детали, отдельные конкретные объекты и его форма мышления больше конкретизированная. Это больше характерно для людей-практиков. Компактный почерк, свойственен также людям, которые любят определенность. Им нужно, чтобы была почва под ногами. Как правило, они склонны к порядку, и даже отчасти педантичны.

Прерывистый почерк может говорить о том, что у ребенка проблемы с логическим мышлением, выстраиванием причинно-следственных отношений. Как раз процесс ассоциативности в мышлении отражается через слитное написание букв. Это должно настораживать, если видно, что ребенок в принципе очень медленно и с трудом пишет. Если почерк беглый, живой то скорее всего речь идет просто об особенностях восприятия.

Почему детям сложно «отступать клеточки»?

Две клетки между заданиями, одна — между примерами одного задания. Три клетки — между столбиками примеров, десять — от левого края до слова «задача» или сегодняшней даты. От образца оформления письменных работ для младшеклассников графологи в недоумении.

«Это моя внутренняя боль, когда я вижу, что детям снижают оценку за то, что они не могут правильно отступить клеточки, — говорит Лариса Дрыгваль. — Это называется пространственная ориентация текста на листе бумаги, за нее отвечают лобные доли головного мозга, которые, по последним исследованиям, развиваются лишь к 23 годам!»

По словам эксперта, такое сложно сделать даже подростку. Чего уж ждать от семилеток?

«Это можно вдолбить ребенку, но я не понимаю для чего? Его мозг еще не в состоянии такое понять. Каждый раз обнуление — сегодня получилось, а завтра он забыл и опять не получилось. На мой взгляд, такие требования безграмотные».

Еще больше интересного и полезного — в эфире «Детского радио». По будням в 22:00 слушаем программу «Каждый родитель желает знать».