Фото №1 - «Подарил младшему сыну смартфон за хорошую учебу. Старший обиделся»
Фото
Klaus Vedfelt / DigitalVision / Getty Images

Наш читатель сдержал данное детям обещание и наказал одного из них за тройки. И вот итог — братья в ссоре, а папа — враг №1. И что теперь делать?

«У меня двое сыновей-погодков — Сергей и Григорий, 13 и 12 лет соответственно. Мы решили отдать их в школу одновременно, поэтому они оба учатся в 6 классе. Не могу сказать, что они сильно отличаются по способностям, но старший чуть ленивее.

В прошлом году они начали просить у нас с женой новые смартфоны. У них обоих есть телефоны, но довольно простые, без наворотов. Мы планировали сделать им подарки на окончание 5 класса, но они его откровенно завалили. По две тройки в годовом табеле — это несерьезно, за такое дорогие подарки не дарят.

Я им так и сказал. Но пообещал, если увижу по итогам первой четверти, что они взялись за ум, то смартфоны получат.

Первые пару недель сентября старались оба — я видел это по оценкам в электронном дневнике. А потом Сергей снова начал филонить. Я думал, что он где-то не понимает темы, предлагал помощь. Нет, оказалось, что с пониманием все порядке. Но со старанием… Тут недоделал, там не дописал, здесь понадеялся, что не спросят. Вы же понимаете, что сложно заставить человека что-то делать на совесть, если человек того не хочет.

По итогам первой четверти у младшего — все пятерки! Даже классный руководитель на собрании отметила, что он кардинально изменил отношение к учебе. А вот старший остался при всех своих тройках.

Грише мы смартфон торжественно вручили, именно ту модель, которую он хотел. Сергею сказали, что наше условие остается в силе и на следующую четверть: будут хорошие оценки (хотя бы без троек), будет и награда.

Но он обиделся. Уже два дня не разговаривает с нами, подрался с братом, когда тот хотел показать ему какую-то фишку на новом телефоне. Выхватил его из рук, швырнул в сторону, хорошо, что не разбил.

Меня огорчает его реакция, ведь Сережа сам согласился на условия, которые не выполнил. Значит все справедливо.

Жена предлагает в любом случае купить ему новый телефон, хотя бы в подарок на Новый год. Но я считаю, что это будет нечестно по отношению к Григорию, который два месяца усердно трудился ради достижения цели.

Или же это я неправ, что своим соревнованием внес раскол в семью и конкуренция между родными братьями недопустима?»

Фото №2 - «Подарил младшему сыну смартфон за хорошую учебу. Старший обиделся»
Фото
Getty Images
Петр Галигабаров

психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, сказкотерапевт, арт-терапевт, автор книг «Уверенность из подсознания (МАКическая книга)», «Как написать сказку счастливой жизни», «Откровения зубной Феи»

www.instagram.com/petr_galigabarov/

Родители поступили грамотно. Был уговор. Кто его выполнил, тот и получил обещанное. Это учит жизни, необходимости совершать действия с целью получения награды.

Представьте, что оба получили бы награду? Каково будет окончившему четверть хорошо? Зачем он старался, раз его труд обесценен. Будет он в будущем стараться или нет, как считаете?

Но важно понять, что помешало второму ребенку выполнить свою часть сделки? Не всегда достижимо первое место. Если при равных проявленный качествах (упорстве, например) один сумел, а второй нет, насколько сильно в результат вмешательство объективных факторов (сложнее даются предметы, учитель агрессивный и т.д.)?

Выйти из ситуации сейчас можно, поговорив с детьми честно и откровенно, объяснив уверенно свое поведение, напомнив про уговор. Спросив у отстающего ребенка, как он сможет улучшить результаты в следующей четверти? Может ли ему помочь отличник? Не нужно унижать проигравшего ребенка и его личность. Но уговор есть уговор.

Я бы на месте родителей спросил школьника, который закончил четверть не на новый телефон:

  • Что ему помешало? 

  • Как можно исправить ситуацию?

  •  Если нельзя исправить оценки за эту четверть, как ему окончить следующую без плохих отметок? 

  • Что ему может помочь или кто? 

  • Как он видит получение награды за обучение?

  • Какие качества брата помогли ему закончить четверть хорошо?

То есть, стоит задать ему вопросы, которые заставляют думать. Двигаться и развиваться, а не обвинять.

Дарья Кузнецова

Дарья Кузнецова

Психология

психолог-конфликтолог Домашней школы «ИнтернетУрок»

К вопросу мотивации надо подходить аккуратно и опираться на взаимоотношения с ребенком. Ведь каждый родитель знает про своего ребенка больше, чем любой психолог. Потому можно экспериментировать и пробовать разные варианты — кому-то подарки, кому-то свобода выбора.

В целом, нет ничего предосудительного в мотивации материальными благами. И, как мы видим из ситуации, в отношении одного из детей такой подход сработал.

Однако стоит задуматься, почему перспектива получить дорогостоящий подарок не смогла в достаточной мере замотивировать второго ребенка.

Думаю, что об этом стоит поговорить с ним напрямую и впредь подробнее обсуждать мотивацию. Вероятно, она должна быть разной для детей. В таком случае, нужно грамотно донести до обоих, что они разные личности со своими потребностями, но в одинаковой мере любимые дети. И не забывать о том, что помимо конкуренции в семье важна взаимовыручка и поддержка, в том числе между братьями и сестрами.

Что делать сейчас? В данном случае, я рекомендую помочь ребенку пережить поражение, ведь это неотъемлемая часть жизни любого человека. И чем быстрее мы научимся спокойному отношению к нему, тем успешнее в итоге будем в жизни.

К слову, в перспективе никто не знает, как отразится такая конкуренция на жизни каждого из детей. И возможно, что дух соревнования все же замотивирует второго.