Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Психолог: «Усиленно развивая ребенка, мы лишаем его простых детских радостей»

Педагогический спор последних месяцев: что лучше — классическое неспешное развитие и 11 лет в школе или «галопом по Европам» и вместо 2-го класса — институт. А что об этом думает психолог?

1 октября 20213
Алиса Теплякова девочка вундеркинд
Источник:
Getty Images

9-летняя Алиса Теплякова ровно месяц, как студентка МГУ. Parents.ru уже рассказывал о самой юной российской выпускнице, которая в 8 лет получила школьный аттестат и поступила на психологический факультет самого престижного российского вуза. Правда, на бюджет баллов не хватило, но ведь сам факт: 9 лет и первый курс МГУ.

Папа Алисы Евгений Тепляков — сам по одному из образований психолог. Поэтому продолжает помогать девочке в учебе и тут. Говорит, Алиса значительно опережает сверстников.

«Она очень далеко уходит вперед, — рассказал Евгений в интервью «Ленте.ру» — По ряду предметов движется с довольно большой скоростью. Она достаточно хорошо понимает базовую психологию и по несколько учебников по каждому предмету читает помимо лекций. Если у нее возникают какие-то вопросы, я стараюсь на них ответить.

На мой взгляд родителя, Алиса окончила первый семестр полностью. Соответственно, на лекциях ей уже делать нечего. Она просто должна сидеть, чтобы галочка стояла за посещаемость».

Теплякова, Алиса Теплякова, 9-летняя студентка МГУ
Справа — 9-летняя Алиса Теплякова, студентка МГУ
Источник:
livejournal/who-stole-tarts

Друзей у Алисы, правда, в институте нет. Но это и не удивляет: 18-20-летним первокурсникам было бы странно дружить с девочкой вдвое младше. Ее папа говорит, что она «развивается по возрасту, играет и общается со сверстниками».

Напомним, у Алисы еще 6 братьев и сестер. И они все претендуют на уникальность. Лейя Теплякова, как и Алиса считается самой юной школьницей в России, их семилетний брат Хеймдалль уже сдал ОГЭ и получил аттестат за 9 класс. А самый младший малыш в семье, хоть и родился всего 3 месяца назад, но уже твердо стоит на ногах. Причем в прямом смысле слова.

Евгений Тепляков не устает повторять: его дети не гениальные, они самые обычные. Просто с ними занимаются «правильно», не тратя времени на всякие ненужные формальности. И примеру этой семьи уже готовы последовать многие родители, которым понравился результат.

Но стоит ли принудительно воспитывать из ребенка гения? И что вообще делать, если вы внезапно осознали, что ребенок вундеркинд? Об этом поговорили с семейным психологом Светланой Синтяевой.

Светлана Синтяева
Психология, семейные отношения

Кандидат психологических наук, коуч, писательница, мама 3 детей

— Развитие ребенка сегодня в принципе ускоряется. С 6 месяцев — развивалки, к школе — надо уметь читать и писать. Как найти эту грань: между нормальным ранним развитием и чрезмерным?»

Безусловно, сейчас нормы развития ребенка изменились. Требования к детям растут с каждым годом. Например, когда я сама поступала в первый класс, я едва умела читать, а сейчас мой первоклассник прекрасно читает не только на русском, но и на английском. Ребенок в развитии должен соответствовать нормам времени, иначе ему будет очень тяжело в школе — если, например, в первом классе все умеют читать, а он — нет. Ребенка к школе необходимо готовить, и очень хорошо, что сейчас существуют разные курсы для этого.

Развивать малыша с пеленок можно, но это должны быть, например, потешки, сказки — словом, что-то, что соответствует его возрасту. А затем уже постепенно добавлять методики, которые ближе вам самим.

Но грань, о которой идет речь, родители должны определять сами, исходя из способностей ребенка. Одним легко даются чтение и математика, другим детям бывает сложнее. Во всем нужно искать золотую середину.

— Но стоит ли искусственно ускорять развитие? Делать из ребенка вундеркинда, при этом лишая его детства?

Родители могут сами, по собственной программе делать из ребенка вундеркинда, только если он талантлив и одарен! Но, если он занимается по усиленной программе, вне социума, то лишается простых человеческих радостей, которые были у нас всех в детстве.

Сами же родители часто бывают зациклены на карьере ребенка, на его знаниях, упуская из внимания адекватную социализацию сына или дочери. И поэтому, как правило, ребенку сложно определиться со своими интересами и заводить друзей.

— Если все же родители решили воспитывать гения, как позаботиться о его эмоциональном интеллекте? Можно ли его тоже развить ускоренными темпами?

Если вы решили воспитывать своего одаренного ребенка вундеркиндом, очень важно его не перегружать. Не давать ему взрослые нагрузки, с которыми он не сможет справиться. Вместо того, чтобы по 5-6 часов учить дома уроки, он должен иметь возможность гулять, общаться со сверстниками — и ему необходимо создать такую среду, где есть друзья, где ребенок сможет проживать свои эмоции в игре. Важно сохранить ему счастливое детство.

Психолог: «Усиленно развивая ребенка, мы лишаем его простых детских радостей»
Источник:
Getty Images

— Если ребенок действительно одарен, как себя вести родителям? Можно ли демонстрировать ему его же исключительность или стоит как-то пытаться «притормозить» его?

Если ребенок действительно талантлив, то, конечно, необязательно ему об этом постоянно говорить, он сам это почувствует, и окружающие — например, учителя, — ему об этом скажут.

Важно подчеркивать его исключительность, но делать это в разумных пределах, чтобы не развить в нем чрезмерное чувство собственной значимости.

Родителям необходимо научиться находить золотую середину между похвалой и скромностью. Но, разумеется, развивать его способности и направлять на различные конкурсы, чтобы ребенок научился понимать силу своего таланта.

— А в жизни, в общении с какими трудностями могут столкнуться дети-вундеркинды?

Главная проблема вундеркиндов — они «белые вороны». Им тяжело общаться, учиться взаимодействовать с людьми. Они часто попадают не в свою среду, им приходится общаться с ребятами гораздо старше, у которых уже другие интересы. Они чувствуют себя в обществе этакими «инопланетянами», общение с одноклассниками или одногруппниками дается им очень сложно. Как правило, такие дети очень одиноки, и это сказывается на развитии их личности.

— Чем это может быть чревато во взрослом возрасте? Есть ведь такое понятие — «синдром бывшего вундеркинда».

Синдромом бывшего вундеркинда психологи называют невроз, который выражается в постоянном желании выделяться, болезненном самолюбии. И этот невроз человек может пронести через всю свою жизнь. Поскольку вундеркинды часто одиноки, этот невроз развивается с детства и влияет на гармоничное формирование личности. 

На протяжении всей их жизни на них давит множество факторов: от чрезмерного внимания родителей до сверхнагрузок и естественного одиночества в группе детей. Таким детям во взрослом возрасте очень пригодится терапия, чтобы проработать психологические травмы, полученные в детстве.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения