
Татьяна Бедник
детский психолог
Как вы верно заметили, одной из причин, вызывающих детскую агрессивность, являются ограничивающие поведение ребенка запреты. Столь «недобрая» реакция на них понятна. Ведь установление определенных правил и ограничений есть не что иное, как посягательство на стремление малыша к независимости. Желание взять предмет в руки и произвести с ним определенные действия связано с тягой ребенка к познанию окружающего мира теми способами, которые ему доступны. А границы дозволенного оказываются некоей преградой для удовлетворения естественного любопытства малыша. Как следствие этого - выражение протеста со всей непосредственностью двухгодовалого ребенка.
Но четкое разграничение поведения на «можно» и «нельзя» необходимо для каждого ребенка. Мало того, что оно продиктовано обеспечением безопасности малыша. С помощью такого разграничения сложный окружающий мир становится для ребенка понятным и предсказуемым. Кроме того, происходит формирование социально приемлемых форм поведения. Дома обычно запреты налагаются на действия с предметами, представляющими опасность для малыша или ценность для кого-то из членов семьи. Конечно, желательно, чтобы все члены семьи придерживались единой тактики в установлении ограничений.
Ни один ребенок не усвоит неоднозначные, произвольные правила. Сложилось такое впечатление, что у вас и вашей мамы имеются разногласия по поводу того, что можно и что нельзя брать вашему сыну. Видимо, посуда в шкафу и радиоприемник дедушки представляют определенную ценность для ваших родителей. Как быть в такой ситуации? Можно, например, вместе с сыном рассмотреть посуду, стоящую в шкафу. Объяснить малышу, что стекло хрупкое, его можно разбить, а осколками пораниться. Да и бабушка будет огорчена, если лишится какого-нибудь предмета из шкафа. При этом надо строго сказать, что самому открывать шкаф и доставать посуду нельзя. После этого установленный запрет необходимо поддерживать.
Что касается вопроса о разбросанных игрушках. К сожалению, в вашем письме недостаточно сведений, чтобы определить причину такой реакции мальчика. Возможно, у него не получается что-то задуманное или он поступает так потому, что данная игрушка перестала быть привлекательной. Неисключено, что таким образом малыш продолжает познавать окружающий мир, пытаясь нащупать границы дозволенного в обращении со своими игрушками. Причинами могут быть просто усталость ребенка или желание привлечь к себе внимание. Словом, возможны варианты. Как бы там ни было, надо дать понять ребенку, что подобное поведение недопустимо. При этом взрослым важно оставаться как можно спокойнее. Швыряет малыш игрушки – надо строго сказать, что игрушкам не нравится такое обращение, что они могут сломаться. Продолжает раскидывать – лучше вообще изъять «пострадавших» на некоторое время.
Комментарии
0