«Сын учится в четвертом классе. Примерно с середины прошлого года ребенок перестал меня и бабушку слушаться, и начались проблемы. Три года ходил на плавание, пришлось бросить, потому что он не выполнял задания тренера, тот его наказывал, выгонял с тренировок. Перешел к другому тренеру, она тоже выдержала только месяц.

Учиться тоже не хочет, «скатился» до двоек в школе. Домашнее задание не делает, только обещает, а я не могу его проконтролировать, потому что ухожу на работу. Учительница говорит, что для него нет никаких авторитетов. С мужем мы развелись, когда ребенку был год, то есть «трагедии» он не ощутил. Живем все время с моей мамой.

Как понять, что происходит с моим ребенком, как изменить ситуацию? Друзья советуют жить отдельно от бабушки, но ей уже 79 лет и она не хочет разъезжаться». Оксана, 42 года

Елена Разумная
Елена Разумная
Педагогика, психология

Педагог, психолог-консультант, дефектолог, преподаватель блока развития интеллекта, стаж — 27 лет

Личный сайт

Хорошо, когда у ребенка в школе все получается, когда он успешно овладевает новыми навыками, появляется вера в свои силы. Но если у школьника начались неудачи (не усваивает учебный материал, проблемы со сверстниками или трудности в общении с учителем), то это ведет к появлению у него чувства неполноценности, неуверенности. Комплексы могут закрепиться на всю жизнь.

Для ребенка это неприятная история, сопряженная с негативными эмоциями: тревогой, страхом, отчаянием. Поддержку он старается найти у близких людей в семье. В этот момент мудрые родители помогают ученику, разбираются с причиной перемен в поведении и трудностей с учебой, что ему мешает учиться хорошо: непонимание материала, что-то отвлекает, плохое самочувствие и т.д. Если же дома только ругают за плохие оценки, то ответной реакцией ребенка будет потеря интереса к учебе, проблемы с поведением, даже возможно агрессия.

«Сын скатился до двоек, никого не слушается!»: как воспитывать переживающего кризис ребенка
Фото
Legion Media

Что нужно помнить родителям школьников

  1. Разобраться в причинах неуспеваемости. Причем обсуждать это нужно с самим ребенком. Спросите у него, как он объясняет свои неудачи в школе. Предложить вместе подумать над этой проблемой. Мы всегда боимся говорить с ребенком на равных, решаем многие вопросы с позиции сильного взрослого: «Я лучше знаю, что моему ребенку нужно», «Тебе нужно заниматься плаванием», «Тебе этот кружок не нужен», «Ты сейчас сделаешь уроки, а потом уже будешь играть» — такие фразы способны из ребенка сделать неудачника. Есть замечательная фраза Януша Корчака, польского педагога, писателя: «Детей нет, есть люди. Но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств.»

  2. Не забываем, что ребенок 3-4 класса проходит очередной возрастной кризис. В его поведении появляются упрямство, строптивость, негативизм, которыми ему достаточно трудно управлять. В период кризисных моментов воспитывать малышей родителям достаточно сложно. Это требует от них огромного терпения, деликатности и мудрости. Необходимо наладить психологический и эмоциональный контакт. Попробуйте договориться с сыном о том, что он будет соблюдать режим дня и обговорите время для выполнения домашнего задания. Соблюдая график, о котором вы договоритесь, выполнение домашних заданий не должно вызывать у подростка отторжение.

  3. Как можно чаще хвалите ребенка даже за самые, на ваш взгляд, незначительные успехи. Получая поддержку от мамы или папы, у ребенка растет самооценка, уверенность в себе, уважение к вам за то, что вы верите в его силы.

  4. Иногда ребенок не знает, как выразить свои эмоции, показать свое разочарование или огорчение. И единственным способом привлечь к себе ваше внимание для него становится вызывающее поведение. Поэтому больше внимания уделяйте своему ребенку. Гуляйте вместе, ходите в кино. Можно просто поваляться на диване и поболтать «ни о чем» — это сближает и сделает отношения более доверительными.

Читайте также: «Сын-второклассник не хочет делать уроки — кричит и скандалит»

Почему подросток не слушает свою бабушку

Нужно сказать, что бабушке в этом возрасте (79 лет) особенно нужна поддержка, в том числе и моральная, от близких людей. Жизнь наших бабушек концентрируется на жизни детей и внуков, их успехах и проблемах.

Советский педагог-новатор, писатель и создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью, Василий Сухомлинский говорил: «Ребенок — зеркало семьи…» Ребенок проецирует отношение к бабушке такое, которое он видит от своих родителей.

Поэтому наша задача, как мудрых родителей, заключается в том, чтобы прививать детям уважение к старшему поколению, желание быть рядом с родными. Мы воспитываем не только детей, но и самих себя до конца жизни. Учимся быть терпимее к слабостям и возрасту родных. Как писал великий педагог Антон Макаренко: «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома…»

Читайте также: «Фразы, которые нельзя говорить нашим бабушкам»