Дислексия — из наиболее распространённых специфических трудностей обучения, при которой у ребёнка сохранен нормальный или высокий интеллект, но возникают стойкие проблемы с чтением, письмом и орфографией. По оценкам экспертов, только в России с этим нарушением сталкиваются миллионы детей, но многие из них остаются без своевременной диагностики и поддержки.
В октябре 2025 года по инициативе Ассоциации родителей детей с дислексией под девизом «100 ответов о дислексии» проходит VII Всероссийская Неделя осведомлённости о дислексии. В ее программе, объединившие культурные и образовательные площадки страны — от Российской государственной библиотеки, Государственного Эрмитажа и Московского института психоанализа до региональных библиотек, школ и вузов по всей России — круглые столы для специалистов и родителей, лекции, дискуссии и крупный научно-практический форум.
Активным участником VII Всероссийской Недели осведомлённости о дислексии стала Марьяна Михайловна Безруких — профессор, академик РАО и лауреат Премии Президента РФ в области образования, автор более 350 научных трудов, монографий и учебников, посвященных изучению особенностей развития и формирования познавательных функций у детей, раннему прогнозированию, диагностике и коррекции трудностей обучения.
Сегодня дислексию научились диагностировать довольно рано, в 3-5 лет. А существуют ли какие-то способы выявить ее признаки в 2-3 года, или когда ребенок только заговорил? Ведь чтение — не единственный способ выявить дислексию. На что обратить внимание родителям?
Строго говоря, дислексию в 3-5 лет диагностировать невозможно. Но нарушение языкового развития, которое может стать одной из причин дислексии, не только можно, но и необходимо определять даже раньше, чем в 3-5 лет. Гораздо раньше, чем он заговорил. Уже на этапе лепетной речи можно отметить некоторые нарушения речевого развития. Этому обязательно нужно учить и родителей и педагогов, которые работают с детьми в раннем детстве.
О «словесной слепоте» говорить не стоит — это термин 150-летней давности, и современное понимание дислексии не связывает дислексию с какими-либо нарушениями зрения.
В раннем возрасте родителям важно обратить внимание на основные этапы речевого развития ребенка.
0–2 месяца. Важно проследить — проявляет ли ребенок интерес к речи, громким звукам, прислушивается ли к речи взрослых. Разговаривать с ребенком нужно с первых дней, говорить спокойно, ласково, петь песенки. Все это развивает слух, формирует звуковое восприятие речи
В 2–3 месяца появляется «гуление» — ребенок издаёт отдельные гласные звуки: «а», «у», «о». И главное — появляются первые осмысленные улыбки в ответ на обращение.
В 4–6 месяцев начинается лепет — повторение слогов: «ба», «ма», «гу». Дети начинают различать интонацию взрослого, прислушиваются к речи.
В 7–9 месяцев: стадия активного лепета, когда ребенок повторяет одни и те же слоги — «ма-ма», «ба-ба». Он сочетается с пониманием отдельных слов — например, узнаванием своего имени, слов «нельзя», «да» и так далее.
Примерно в 10–12 месяцев в речи появляются первые простые осмысленные слова («мама», «дай»), дети пытаются повторять слова за взрослыми.
С 12–18 месяцев дети начинают говорить — сначала слова, а потом появляются простые фразы из двух слов.
В первые 2-3 года активный словарь ребенка расширяется, они начинают говорить предложениями, задают вопросы, учатся рассказывать.
Но все эти процессы не происходят сами по себе, развитию речи необходимо уделять и время и внимание. Очень полезно ежедневно читать и обсуждать прочитанное, разговаривать, внимательно слушать.
Темпы развития речи у детей могут варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей, билингвизма, окружения и других факторов. При нарушениях и задержках речевого развития необходима консультация и помощь специалистов.
Дислексия в том числе передается по наследству. А от кого из родителей, можно ли сегодня это предсказать? И можно ли создать универсальный и доступный тест (например, по ЭЭГ или генетический анализ), который с высокой точностью предсказал бы риск дислексии у ребенка 3-4 лет? Пока что ранняя диагностика опирается в основном на поведенческие тесты, которые не всегда точны.
Мы не можем сказать, что дислексия передается по наследству, но генетическая обусловленность дислексии научно доказана и регулируется, согласно последним данным, более чем 30 генами, определяющими когнитивное развитие человека. Это значит, что по наследству «передается» возможная проблема в развитии когнитивных функций или когнитивных процессов.
Дело в том, что чтение — один из самых сложных когнитивных навыков, которые осваивает человек. И мозг учится создавать многофункциональную сеть чтения, используя речь, внимание, восприятие, память, мышление и другие процессы. Поэтому любая, даже самая незначительная «поломка» в этих процессах, может нарушить формирование навыка чтения.
Когда мы говорим — у папы и у сына дислексия, возможно по наследству передается «слабое звено», например, в каком-то из показателей речевого развития, которое стало причиной дислексии. Но не дислексия. Ее может не быть, если в раннем возрасте это «слабое звено» выявили и вовремя оказали помощь.
Как объективно отличить дислексию от других трудностей с чтением, вызванных, например, СДВГ, низким когнитивным потенциалом, или эмоциональными проблемами?
Существуют десятки концепций, теорий и классификаций проявления и причин дислексии. И ученые и специалисты во всем мире до сих пор обсуждают вопрос о том, является ли дислексия особым проявлением трудностей чтения или это один из вариантов трудностей.
К тому же в новом классификаторе болезней МКБ-11 диагноза «дислексия» нет — он заменен на «нарушение процессов чтения». Но термин и понятие «дислексия» скорее всего останутся, так как они позволяют привлечь внимание общества и родителей к проблемам нарушения чтения.
Откуда сегодня такая «эпидемия» дислексии — ее просто научились лучше диагностировать, как, например, СДВГ, или есть внешние факторы (развитие соцсетей, меньше чтения в семьях и тп).
Сегодняшняя «эпидемия дислексии» — от неграмотности специалистов, которые ставят этот диагноз. Есть еще и большой рынок коммерческих услуг, которому эти «диагнозы» очень выгодны.
Но когда родители рассчитывают, что ребенок вдруг заговорит в 4-5 лет, сложно ожидать нормального формирования навыка чтения.
Есть противоположная ситуация, когда ребенка пытаются научить и заставить читать «раньше, чем ходить». Такие методики тоже распространены, оказываются не менее сложными и провоцируют много проблем чтения.
Повторю: для нормального формирования чтения необходим определенный уровень когнитивного развития ребенка — речи, внимания, восприятия, памяти, мышления и других процессов. Это то, чем нужно заниматься в дошкольном возрасте для того, чтобы при обучении чтению не возникало больших проблем.
Дислексию до начала обучения диагностировать невозможно — можно выявить проблемы в когнитивном развитии. Это может сделать квалифицированный психолог или логопед. А коррекционная работа будет зависеть от сложности и глубины нарушений, которые приводят к трудностям чтения, с этими проблемами и должны работать специалисты. В связи с этим могу порекомендовать мою книгу — «Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь» («Диалог-Медиа», 2023).
Сегодня детям с дислексией часто ставят диагноз и направляют в специализированные школы, но это только ухудшает ситуацию. Как этого не допустить? Ведь у таких детей все нормально с интеллектом, просто их мозг, иначе устроен. Как и можно ли изменить эту систему?
Детей с дислексией не должны направлять в специальные учебные заведения, так как дислексия не связана с нарушениями интеллектуального развития и неврологическими отклонениями. Но дислексия может сопровождать подобные нарушения. В этом случае очень важна квалифицированная диагностика.
Родителям, детям которых ставят этот диагноз в первые месяцы обучения, я бы посоветовала обратиться к другим специалистам.
Поскольку причины и проявления дислексии многовариантны, даже при одних и тех же проявлениях, они могут быть различными. При трудностях чтения эффективны только индивидуальные варианты коррекции.
Считается, что дислектики обладают творческими способностями и другими сильными качествами, например, пространственным мышлением. Эти способности — прямое следствие нейробиологии дислексии, компенсаторные механизмы, или просто случайная корреляция? Есть ли данные об этом?
Один из распространенных мифов о дислексии — прыгающие буквы и специальный шрифт. Специальный шрифт действительно придуман в 2008 году, но его полезность и эффективность научно не подтверждены.
Еще один миф — о высокой креативности и творческих способностях дислексиков. Это своеобразное утешение, но, увы, тоже научно не подтвержденное и относящееся к нейромифам.
3 лучших, по вашему мнению, книги по проблеме дислексии.
Действительно очень важно читать не только информацию в интернете, но и хорошие книги по проблеме.
Прежде всего могу порекомендовать книгу Марианны Вульф «Пруст и кальмар. История и наука о мозге, который учится читать» (2010) — нейробиолога, которая много лет занимается проблемами нейробиологии чтения и дислексии. Это очень увлекательно и полезно. Правда стоит учесть, что наши представления о процессах чтения в мозге очень быстро меняются.
Еще одна книга — Станисласа Деана «Чтение в мозге. Новая наука о том, как мы учимся читать» (2013). Так же во всем мире очень популярна книга.
- Людмила Петрановская: «Развод не скажется на детях, если родители нормально общаются»
- «Просто почаще обнимайте»: 15 цитат Людмилы Петрановской о воспитании детей
- Почему я думаю, что консультации с психологом при разводе — это плохая идея
- Людмила Петрановская: «Навыки чтения и письма не важны для первоклассника»
- Трудно писать, легко рассказывать: как распознать дислексию у взрослых
- Как распознать дислексию у детей младшего школьного возраста и при чем здесь психиатр: рассказывает эксперт
- Дислексия и талант: звезды, которые с трудом научились читать
- Как писать без опечаток и научить этому детей: 5 хитростей
- 5 лучших книг для подготовки к школе: учимся читать, считать и развиваем логическое мышление
- 50 вещей, которые мы с мужем делаем, чтобы сохранить брак
- 15 правил воспитания от Юлии Гиппенрейтер
- Как правильно хвалить ребенка: 12 важных правил
- «Признайте, что вы не вывозите»: 10 цитат Михаила Лабковского о воспитании
- «Вы все дурацкие!» — что делать, если ребенок психует, кричит и скандалит?
- «На вашего сына жалуются»: что делать, если ребенок нарушает границы
- 7 авторов, книги которых нужно прочесть всем родителям