Что не так с моим ребенком?

Конечно, все дети индивидуальны, и в своем развитии один может незначительно опережать другого. Страшного в этом ничего нет, не спешите бить тревогу. Но для каждого возраста есть определенные нормы, и нехарактерные вещи должны привлечь ваше внимание. Если в одном из нижеперечисленных признаков вы узнали своего ребенка – обратитесь к специалисту. На ранних этапах развития гораздо легче исправить то, что впоследствии может стать проблемой.

Помню, когда растила старшую дочь, очень популярной книгой была «Ребенок и уход за ним» Бенджамина Спока. Она имелась у меня и у всех моих подруг с детьми. Главной моей страстью было сверяться с мистером Споком на предмет соответствия моего ребенка нормам развития: в 3 месяца обязательно уметь держать головку, в полгода – сидеть. Этот план моя дочь выполнила успешно. Но еще доктор писал о том, что спустя 3 месяца после того, как ребенок встал на ножки, он обязательно должен пойти сам, без помощи взрослых. С учетом того, что Маша довольно рано встала, я рассчитывала на «пятилетку за четыре года»: думала, что пойдет она через 2 месяца уж точно. Не тут-то было. Еле дождавшись истечения трех месяцев, я забила тревогу: почему мой ребенок не хочет самостоятельно ходить? За один день я оббегала всех специалистов в детской поликлинике, и все, как один, успокаивали меня, говоря, что в нашем с Машей вопросе все индивидуально. Кто-то начинает ходить через 2,5 месяца, кто-то – через 3,5. «Но это же мой ребенок, почему она не пошла вовремя?» Маша решила обрадовать нас ровно через 4 дня после моего визита в поликлинику и, наконец, сама пошла. И тогда я поняла: действительно, есть вещи, строго индивидуальные, об этом даже врачи говорят. А есть – нормы, несоответствие которым – повод посетить специалиста.

Каждая мама хочет быть уверена в том, что ее ребенок развивается соответственно своему возрасту. Как мы уже сказали, дети все разные, и достижения каждого в эмоциональном и физическом развитии могут различаться. Но все-таки на чем стоит сосредоточиться? Наверняка есть какие-то критерии развития, учитывающие особенности каждого ребенка? Вы правы, есть. Их мы перечислим ниже и постараемся сориентировать вас, на что стоит обратить внимание особенно.

Все этапы развития малышей связаны с развитием спинного и головного мозга, а поэтому одинаковы у всех детей. Понаблюдайте за вашим малышом. Если какой-то из нижеперечисленных признаков - про него, обязательно проконсультируйтесь с педиатром. В зависимости от проблемы он может направить вас к неврологу, массажисту, окулисту, отоларингологу или другому специалисту.

Ваш малыш не соответствует норме развития, если:

В 4 месяца:

  • Малышу тяжело бегать глазами; один глазик косит или ребенок очень часто сводит их к переносице

До трех месяцев сведение глаз к переносице встречается у многих младенцев: дело в том, что на ранних этапах детки еще не в состоянии полноценно управлять глазными мышцами. Но к четырем месяцам малыш самостоятельно исправляет этот недостаток

  • Не реагирует на громкие звуки

Младенцы реагируют на резкие звуки, поворачивая голову к источнику шума и закрывая глаза, морщатся и могут заплакать. Если ничего этого нет – проконсультируйтесь с врачом

  • Не обращает внимания на свои ручки, не рассматривает их (к двум месяцам)

Это умение связано с тем, что дети учатся концентрировать свой взгляд на предметах. Рассматривание ручек свидетельствует о достаточной зрелости глазного аппарата

  • Не следит взглядом за движущимися предметами (к трем месяцам)
  • Не хватает ручками предметы (к трем месяцам)

К третьему месяцу ребенок вовсю хочет исследовать мир и пытается хватать вложенную в его ручки игрушку. Некоторые маленькие предметы (например, погремушку) он даже может удержать в руках сам и непременно тянет ее в рот

  • Не улыбается людям (к трем месяцам)

Улыбка становится для ребенка социальной составляющей к третьему месяцу: малыш не улыбается игрушкам, а вот людям – с удовольствием

  • Не держит головку (к трем месяцам)

К трем месяцам у малыша уже достаточно крепкие шейные мышцы для того, чтобы самостоятельно, без помощи мамы держать головку

  • Не агукает и не пытается произнести какие-то звуки (к четырем месяцам)
  • Не тянет предметы в рот (к четырем месяцам)
  • Не старается коснуться пола, не выпрямляет ножки, когда чувствует твердую поверхность (к четырем месяцам)

В 7 месяцев:

  • Вялые мышцы

Ребенок словно тряпичная кукла: сниженный тонус мышц ручек и ножек. В этом случае вам поможет курс массажа, назначенный специалистом (как и в случае с напряженными мышцами)

  • Напряженные мышцы
  • Протягивает только одну ручку

Возможно, одна из ручек была повреждена при родах или у малыша проблемы с позвоночником – именно он отвечает за нормальное функционирование всех частей тела

  • Голова все еще заваливается назад, когда ребенок пытается сесть
  • Малыш отказывается обниматься
  • Не показывает никакой привязанности к родителям

Как мы уже выяснили, социализация ребенка происходит еще на самых ранних этапах – на втором-третьем месяце. Сначала это улыбка, потом смех и обнимания с родителями, бабушкой и дедушкой. Однако если он не видел близкого человека несколько дней подряд, то может его и забыть: это видно по его настороженному и подозрительному взгляду на «чужака»

  • Непрекращающееся слезоотделение или чувствительность к свету

Возможно, это свидетельствует о воспалительном процессе в слезно-носовом канале, развивающейся аллергии или конъюнктивите

  • Ребенок испытывает трудности с тем, чтобы поднести предмет ко рту
  • Не может самостоятельно лежа перевернуться на обе стороны (к пяти месяцам)
  • Не может сесть, хотя вы ему помогаете (к шести месяцам)

Этот и два предыдущих пункта могут говорить о том, что у малыша недостаточно хорошо развит позвоночник: он отвечает за развитие равновесия, а без этого невозможны все дальнейшие навыки малыша. В этом случае хорошо помогает массаж и комплекс упражнений, которые вам пропишет специалист

  • Не смеется и не визжит (к шести месяцам)

После 12 месяцев:

  • Не может ползать или делает это, волоча одну сторону тела
  • Не может стоять, хотя вы его поддерживаете

В этом возрасте малыш отрабатывает движения, которые он усвоил до года. Позвоночник уже достаточно развит для самых разнообразных движений, поэтому если даже с вашей помощью ребенок не может устоять на ногах, обязательно посетите специалиста

  • Не ищет предметы, которые, он понимает, были от него спрятаны

У ребенка появляется интерес к разному роду играм, он с любопытством наблюдает за действиями взрослых (особенно за теми, которые имеют к нему отношение). К этому возрасту малышу нравится взаимодействовать с взрослыми и играть с ними

  • Не сказал еще ни одного слова

В девять месяцев отдельные повторяемые слоги («ма – ма», «ба - ба») можно воспринимать как слова. К году ребенок не издает больше бессмысленных звуков, а начинает произносить свои первые осмысленные «детские» слова: «гав», «мяу», «гули-гули» и т.д.

  • Не пользуется жестами, такими, как, например, качание головой из стороны в сторону, который означает «нет»

К 8-9 месяцам дети учатся выражать свои желания с помощью языка жестов, потому что он – единственный способ выразить свои желания, не зная еще всех слов и их значений

  • Не показывает пальчиком на предметы
  • Не научился ходить (к восемнадцати месяцам)
  • Все еще ходит на носочках, хотя научился ходить несколько месяцев назад

Когда ребенок только изучает возможности хождения, он всегда передвигается на цыпочках. Но спустя пару месяцев подключаются и пятки. Если малыш не перестает ходить на носочках, то это может свидетельствовать о повышенной нервной возбудимости. Она может быть следствием недоношенности, гипертонуса или сверхчувствительности. С этим недостатком, как правило, можно легко справиться несколькими курсами массажа

В 2 года:

  • Ребенок не научился произносить хотя бы 15 слов

К двум годикам ребенок обычно знает примерно 150 слов, поэтому если его словарный запас едва насчитывает 15 слов – это повод серьезно задуматься и посетить врача. Причин задержки развития речи может быть множество: недоношенность, гипоксия, родовая травма или неправильное воспитание

  • Не использует в речи словосочетания – только отдельные слова
  • Не пытается повторить за вами слова и движения

Во-первых, тут могут быть проблемы с социализацией: ребенку просто не нравится взаимодействовать с людьми. Но могут быть и медицинские причины, о них вам расскажет врач. Логопеды обычно в таких случаях советуют игры с языком и губами (артикуляционную гимнастику)

  • Не следует простым инструкциям

Это может быть следствием нарушением памяти, внимания или волевого поведения

  • Не может толкнуть игрушку на колесиках

В 3 года:

  • Часто падает

К трем годикам ребенок уверенно стоит на ногах. Если же за своим малышом вы такого не наблюдаете (он постоянно спотыкается, падает, плохо держит равновесие), отведите его к неврологу и ортопеду. Невролог может отправить вас на МРТ (может быть поражен мозжечок, который отвечает за координацию движений), а может просто назначить массаж стоп – причины того, что ребенок постоянно падает, могут крыться в совершенно разных сферах

  • Малышу трудно подниматься/спускаться по лестнице
  • Постоянно несет чепуху или говорит очень неясно
  • Не может построить башенку более чем из четырех кубиков/блоков
  • Ему трудно играть с мелкими предметами

Скорее всего, в этом случае, как и в случае с предыдущим пунктом, у вашего малыша проблемы с мелкой моторикой: посетите невропатолога, он может назначить курс массажа

  • Не может нарисовать круг
  • Не может составлять короткие фразы
  • Ему неинтересно играть в ролевые игры (дочки-матери, врач-пациент)

Как мы уже говорили, дети очень любят наблюдать за действиями взрослых. Постепенно они хотят быть вовлеченными в них, но в силу своего возраста пока не могут играть взрослые роли. Так и появились игры вроде «дочки-матери». Если малыш не заинтересован в них, это может говорить о плохой социализации или об отсутствии привязанности к близким людям (к тем, кому они могли бы подражать)

  • Не проявляет интерес к другим детям
  • Не любит визуальный контакт (не смотрит подолгу в глаза)
  • Не интересуется игрушками

Все эти пункты должны вас насторожить: в три года у ребенка уже можно выявить аутизм. Это серьезное заболевание, которое выражается в отрешенности от окружающего мира, нежелании даже незначительных телесных контактов и социального взаимодействия

интересное в сети