5 проблем в образовании, которые стали видны на дистанционке

Столько эмоций в адрес школы, как во время вынужденного карантина, родители не выплескивали давно. О чем говорит народ и есть ли среди всего потока негатива зерно истины? Попробуем разобраться.

Фото
Getty Images

Низкий уровень финансирования

«Не поверите, но в нашей школе в центре города-миллионника электронный дневник впервые заработал спустя неделю после начала онлайн-обучения! А до этого оценки учительница вклеивала в дневник на бумажечке. И это 21 век?! Вот уж действительно: не было бы счастья, да несчастье помогло», – пишет на одном из форумов Анна Ф.

К сожалению, говорить о том, что все наши образовательные учреждения получают одинаковое финансирование, — мягко говоря, лукавить. Есть школы образцово-показательные, где и учебный процесс, и воспитательная работа, и кружки-секции — все на высшем уровне. Для мальчиков — классы с токарным и слесарным оборудованием, для девочек — швейная мастерская, огромный актовый зал с супероборудованием, видеостудия, класс робототехники и нано-технологий.

А есть и другие школы, скромнее: в них компьютеры работают через один, а опыты по химии показывают по большим праздникам. И вот здесь невольно задаешься вопросом, почему у одних детей школьные годы чудесные проходят вот так — насыщенно, ярко, увлекательно, а у других — безрадостно и однообразно? Можно представить, насколько разными вырастут дети. А ведь все лучшее, в том числе и желание познавать этот мир, закладывается в раннем возрасте. И не только родителями.

Отсутствие практической направленности

Если на «живых» уроках в школе учителю еще как-то удавалось удерживать внимание ребят и убеждать в важности синусов и косинусов, то на дистанционке все пошло кувырком. Не у всех, конечно. Зачастую это проблема старших школьников, которые пытаются осознать себя и свои желания.

«На онлайн-уроках в нашем 8в присутствует треть класса — те, кто стараются всегда и везде, остальные спят, — рассказывает Ирина О. — 14-летний сын мне говорит: „Мама, объясни, для чего мне вставать в 8 утра и садиться к компьютеру? Зачем изучать теоремы по геометрии? Я в технический вуз не собираюсь“ И, знаете, слова „надо“ подросткам уже недостаточно, они в него не верят».

Фото
Getty Images

Действительно, сегодня многие эксперты сходятся во мнении, что российская система образования в большей мере ориентирована на подготовку ученого-теоретика, нежели практика, умеющего использовать полученную базу. Отсюда — постоянная зубрежка формул, правил, законов… С какой целью? Чтобы сдать ЕГЭ? А где место для серьезной профориентации? Есть ли четкая программа? Пара анкет в год, которые заполняет школьник, — не в счет.

Хорошо, если ребенок в итоге «угадает» с вузом и не бросит его после первого курса. Закончит, устроится на работу и в первый же день услышит от начальника: «Забудь, дружок, все, чему тебя учили». И пойдет 22-летний специалист набираться знаний — в этот раз уж точно тех, что пригодятся. Не лучше ли сразу отправить поезд по нужному пути?

Слабая эффективность и отсутствие индивидуального подхода

В карантин проводить онлайн-уроки готовы не все педагоги, а те, кто взялся за эту ношу, не всегда делают это результативно. Часто процесс тормозится не только из-за Интернета, но и из-за низкой скорости набора текста — учителя не владеют быстрым темпом. В итоге преподаватель в чате пишет в нескольких фразах новую тему, ученики в таком же темпе ему отвечают. К концу урока на экране худо-бедно возникает непродолжительная переписка с одной строкой упражнения или одним примером. И это неплохой вариант. Еще один — ссылка на ресурс с видеороликом, хорошо, если толковым. Но чаще всего ребенок получает страницу параграфа, который должен прочесть, и номера заданий, который должен прислать. Для чего это все?

Тем же вопросом задаются родители, побывавшие на уроках в школе.

«У нас класс не самый „мирный“, — делится Карина С., мама 6-классницы. — Сама была свидетелем, как минут 15 учителю приходилось успокаивать орущих мальчишек. Конечно, оставшееся время ему приходилось „гнать“ новую тему максимально быстро. Обидно за ребят, кто с самого начала был настроен на серьезный лад. Ну и, конечно, за деток, в принципе не способных сразу сообразить по тем или иным причинам. Не успели оглянуться, — звонок, а дошло до тебя или не дошло… Репетитор вам в помощь».

«Все домашние задания (43 штуки) в Whatsapp проверил, очередь за электронной почтой, там еще 49 писем. Это лучше, чем на прошлой неделе. Тогда было больше двухсот», — пишет о дистанционном обучении учитель Михаил Е.

Странные предметы и бессмысленные требования

«Так много мой восьмиклассник никогда не писал! С точными науками — понятно, ну зачем ему отвечать на вопросы по экологии, технологии и физкультуре — хоть, убей, не понимаю, — не скрывает возмущения Ирина Л. — А информатика? Учитель попросил письменно ответить на задания к параграфу. Одно из них: что такое электронная почта? Вы серьезно? Не проще попросить учеников прислать письмо на „ящик“ и таким образом проверить, знают ли они тему».

Фото
Getty Images

Как в такой ситуации детям сохранить мотивацию к обучению, да и психическое здоровье, сложно сказать. В самом деле, ну что может дать человеку тупое списывание, какой навык развить? Зато это отличный повод для подростка поднять бунт: «Не хочу, не буду делать этот бред».

Тем временем учителя в голосовых сообщениях перечисляют фамилии не сделавших домашнее задание. Родители заводятся, нападают: «Ты должен-должен…» А должен ли? И нужны ли самим педагогам такие отписки? Или это единственное, что позволяет оценить ребенка по пятибалльной системе?

«Школа сверху донизу пронизана жесткой вертикалью требований — как к учителям, так и к ученикам, — делится 10-классница Алина С. — Порой возникает ощущение, что это Голгофа, где каждый из нас по-настоящему не нужен никому».

Просто скучно

Средний возраст российских учителей — 50+, средний стаж — 21 год, зарплата — 30 тысяч рублей (не Москва и не Чукотка) за две ставки, а это 36 часов. Плюс непомерно раздутые учебные программы, забюрократизированность (по исследованиям, половина трудовой нагрузки приходится не на преподавание) и, как следствие, выгорание.

Как говорят сами учителя, в школе нет случайных людей. Но даже у самых преданных профессии наступает усталость, излечить которую может высокая финансовая оценка труда. А когда из года в год ничего не меняется: одни и те же параграфы, одни и те же суммы в расчетных листках, — веселого мало. На полет мысли, творчество и креатив, вероятно, ни сил, ни желания не остается. Отсюда и атмосфера на уроках — нервозная, с менторским тоном и редкой похвалой.

Фото
Getty Images

«Я посмотрела на школьные уроки дочки с другой стороны: послушала, как их спрашивают на уроке (дистанционное образование дало такую возможность), — делится А.Л., мама второклассницы, — и увидела, что учительница, при всем моем уважении, подходит к обучению достаточно формально, требует выполнения заданий, почти не хвалит. Создается ощущение, что мы все ей должны и никогда не расплатимся. Урок проходит очень скучно, сугубо формально, безэмоционально. Думаю, что это такой стиль преподавания, который, конечно, во время стресса из-за дистанционного обучения и самой специфики дистанционного общения выглядит особенно безрадостно, но и на уроках в школе эта требовательность, тревожность, скупость на доброе слово тоже присутствуют».

А что ученики? Они ждут доверительного разговора, интерактива и актуального контента. Им ближе рэп, чем классика, они больше доверяют YouTube, чем приглашенному профессору, они не признают длинных лекций, но откликаются на короткий призыв. Так зачем заставлять их вариться в том, что им чуждо? И если в самое ближайшее время не обновить подход к преподаванию, не изменить принципы подачи материала в школе, пропасть между поколением Z с его развитым целеполаганием и учителями, работающими по-старинке, будет только увеличиваться.

Татьяна Разлогова

Татьяна Разлогова

Преподаватель географии с 50-летним стажем

«С моих уроков дети сбегают крайне редко. Несмотря на свой возраст в профессии, я к каждому уроку тщательно готовлюсь, стараюсь спланировать его так, чтобы ребятам было интересно. У меня нет монотонности. Новую тему подаю через интересные факты, обязателен конкурс „Получи пять“, в котором на заковыристый вопрос может ответить даже отстающий ученик. И если такое происходит, обязательно его хвалю, потому что для него это действительно подвиг. Горжусь тем, что мальчишки и девчонки знают и любят мой предмет. Как показатель — без страха и упрека сдают его на ОГЭ».

Комментарии

2
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Актуальная информация 👍