7 ошибок родителей, которые мешают ребенку стать успешным

Каждый родитель старается сделать все, чтобы ребенок вырос счастливым и успешным. Но на практике часто получается, что из-за наших неправильных действий эти базовые траектории расходятся. В итоге у детей либо хромает учебный процесс, либо теряется прелесть бытия.

Ангелина Трофимова

Ангелина Трофимова

директор начальной Ломоносовской школы

Если говорить откровенно, почти все мы втайне или открыто мечтаем вырастить маленького Ломоносова. Для нас с вами, для амбициозных родителей, сегодня работают сотни центров раннего развития и тысячи образовательных кружков с самыми причудливыми уклонами, издаются тонны специальной литературы и рабочих тетрадок для усиленных домашний штудий с малышом, трудятся легионы репетиторов. Однако нередко результат бывает прямо противоположным – ребенок плохо усваивает новые знания, теряет интерес к учебе, отказывается ходить в школу, а позже решает не поступать в институт. Все дело в том, что в погоне за выдающимися результатами мы напрочь забываем о самых банальных вещах. Большинство правильных привычек и полезных навыков, которые пробуждают в ребенке жажду знаний и мотивацию учиться, закладываются до школы и вне школы. Чтобы быть успешным учеником и стать успешным взрослым, необходимо развивать в ребенке несколько ключевых качеств: пытливость ума, широту взглядов, работоспособность, самостоятельность, способность принимать решения и брать на себя ответственность за их выполнение, умение доводить начатое дело до конца. Совершенствуются все эти умения постепенно и прежде всего в быту, а не за партой. В этом отношении от родителей действительно зависит многое. Давайте посмотрим, какие ошибки мы совершаем чаще всего, и попробуем их исправить!

1. Даем готовые ответы

Каждый ребенок любопытен от природы, и желание познавать мир у него огромно. Чтобы мощнейший энтузиазм не угас, важно говорить с ребенком о самых простых явлениях, которые мы наблюдаем каждый день из окна, на улице и дома. Может показаться, что такие вещи скучны, да и много ли расскажешь про подъемный кран или мусорный бак, но что привычно и очевидно для взрослых, для ребенка – загадочно и притягательно. Чем старше он становится, тем чаще можно рассматривать вместе логические связи. На этом этапе ваша задача – снабжать его информацией и развивать способность мыслить анатилически («Какой была ложка до того, как ты ее опустил в горячий суп? А потом какой она стала?»). Когда пройдет первая волна вопросов, на которые полезно отвечать по мере возможности развернуто, стоит переменить тактику. С этого самого момента побуждайте малыша думать самостоятельно. Чаще задавайте ему встречные вопросы, предлагайте пофантазировать вместе и не бойтесь признаваться, что вы чего-то не знаете. Если ребенок будет видеть, как вы открываете словарь или энциклопедию, чтобы почерпнуть новые знания, он получит прекрасный пример для подражания. И запомните: готовые ответы губят в ребенке пытливость ума.

двойная польза

Используйте минуты совместного чтения для развития навыков аналитического мышления. На примере каждого сюжета учите ребенка рассуждать и делать выводы. Если он не задает вопросов, берите инициативу в свои руки. «Как думаешь, почему герой в этой ситуации так поступил?» Если малыш еще слишком мал, важно, чтобы вы озвучили свое мнение и свою оценку. А если ребенок уже в состоянии высказать собственную точку зрения, бросьте ему вызов. Если герой поступил плохо, притворитесь, будто вы думаете, что он был прав. Ребенок начнет с вами спорить, начнет искать убедительные аргументы.

2. Развиваем не по возрасту

Например, учим детей читать и писать задолго до школы. Особенно если сверстники этими умениями уже овладели – кому же хочется отставать? Научить ребенка читать в 3-4 года действительно реально, с этим никто не спорит. Проблема в том, что на обучение чтению у малышей уходит много времени и сил, и на развитие ключевых для дошкольного возраста способностей энергии не остается. До 7 лет гораздо важнее и правильнее делать акцент на развитие внимания, памяти, мышления и воображения. Тренировать эти способности необходимо в игровой форме. Что касается овладения навыками письма, то раньше 6 лет выписывать буквы вообще не рекомендуется. И все же, есть дети, которые проявляют интерес к книгам довольно рано. Если потребность научиться читать не навязана извне (родителями), а возникла изнутри, процесс обучения пойдет легко и быстро. Этот момент и нужно ловить!

Все едино

Если вы решили во что бы то ни стало и как можно раньше обучить кроху чтению и письму, подумайте о том, что этим нехитрыми умениями овладевают все дети без исключения, просто одни раньше, другие - позже. И представьте, что пока ваш ребенок, сидя на стуле, зубрит азбуку или читает очередную энциклопедию, его сверстники бегают во дворе как угорелые и наслаждаются живым общением.

3. Навязываем свои амбиции

Чтобы сформировать у ребенка широту взглядов и разносторонние интересы, необходимо поддерживать любые его начинания. Ломоносов пробовал себя во всем, и во многих сферах оказался способным. Однако это не означает, что нужно записывать малыша сразу в сто кружков и секций. Ребенок должен прежде всего оставаться ребенком – играть, резвиться, дурачиться. До конца начальной школы вполне достаточно выбрать 2, максимум 3 кружка, причем один из них должен быть обязательно спортивным. Остальные интересы ребенка полезно превращать в хобби, а какие-то вещи можно изучать вместе в выходные. Иногда помогают книги на заданную тему или разовый поход в соответствующий музей. Главное – давать возможность ребенку почувствовать себя самого. Также не стоит навязывать детям свои собственные амбиции. Если вы отдали ребенка в математическую школу и безапелляционно заявили: «Ты будешь математиком!», скорее спросите себя: «А хочет ли он того же?» Возможно, мир цифр ему не близок и он мечтает о чем-то другом.

активные болельщики

Если ребенок чем-то увлекся, вы нашли для него подходящий кружок, а через какое-то время он решил бросить занятия, не сдавайтесь сразу. Сначала поговорите с педагогом – ему виднее, есть у малыша способности или нет. Если талант имеется, займите выжидательную тактику. В критические моменты (не занял призовых мест на конкурсе юных художников, проиграл соревнование по самбо) обязательно поддержите ребенка и напомните ему, для чего в жизни ему могут пригодиться эти знания или навыки. Очень полезно подчеркивать, как его талант важен лично для вас и для всей семьи (можно устроить выставку картин в гостиной и пригласить на «открытие» всех друзей или родственников и т.п.). Настаивать на посещении кружка, если у ребенка есть способности, тоже необходимо - так вы поможете ребенку тренировать волю. Только делайте это мягко и тактично.

4. Делаем все за них

Одеваем, обуваем, застегиваем, кормим из ложечки, наводим порядок в детской комнате, не поручаем малышу никаких домашних обязанностей. Делая все это за ребенка, мы тем самым лишаем его самостоятельности. А ведь способность к автономии сильно влияет на учебу и в целом на всю последующую жизнь. Развиваться она начинает именно с таких «мелочей», которые мы почему-то берем на себя. И зря. Самостоятельность тесно связана с работоспособностью и умением доводить начатое дело до конца. Без этих трех качеств успехи в учебе невозможны. К тому же, если вы все делаете за малыша, желание к чему-то стремиться или чего-то добиваться у него вряд ли возникнет. Ребенок должен понять: чтобы что-то получить, нужно что-то сделать самому. Итак, если вы практикуете такую крамольную практику, скорее остановитесь. Все, что малыш умеет делать сам, он должен делать сам! В дошкольном возрасте дети должны сами надевать одежду в определенной последовательности (сначала свитер и джинсы, потом – куртку и шапку), завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии. С ранних лет у них должны быть обязанности по дому: они должны учиться складывать свои вещи и убирать за собой игрушки. И это – программа минимум.

сделай сам!

Все родители хотят, чтобы дети несли ответственность за свои решения, но многие мешают своему ребенку этому научиться. Самый простой пример с игрушками. Когда ребенок учится складывать их на место, он делает свой первый шаг к осознанию ответственности за принятые решения. Но стоит ему устать, как мы тут же соглашаемся на большую скидку и выполняем всю работу за него. Но поступать нужно по-другому. Несмотря на то что малыш действительно устал, это его зона ответственности, его игрушки, его комната. Да, ему необходимо ваше принятие и ваша поддержка, поэтому предложите свою помощь, но дайте ему возможность самому довести дело до конца. «Да, я вижу, ты сегодня очень устал. Но ты у меня такой сильный и такой самостоятельный! Давай я тебе немножко помогу, сложу конструктор в эту коробку. А остальное ты убери, пожалуйста, сам!»

5. Рано отдаем в школу

Раньше детей отдавали в школу в 8 лет. К этому моменту ребенок созревал эмоционально и физически, и мог органично впитывать новые знания. Для сравнения: Ломоносов начал получать серьезные, системные знания в 19 лет. Мы не можем вернуться в прошлое, но в наших силах дать ребенку отсрочку. Современные дети идут в школу слишком рано. В 6-6,5 лет их мозг еще не готов к предлагаемым нагрузкам, поэтому они учатся вопреки, а не благодаря своей природе. Неудивительно, что первоклашки быстро устают, отчего снижаются и успеваемость, и мотивация учиться дальше. Некоторые дети из-за перегрузок начинают часто болеть, что тоже сказывается на учебном процессе негативно. Все потому, что помимо естественного стресса, связанного с адаптацией к правилам и требованиям школьной жизни, им приходится преодолевать свою усталость.

6. Помогаем делать домашнее задание

Родителям дошкольников важно понимать, что домашнее задание – это ежедневная самостоятельная контрольная работа. Выполняя ее, ребенок сам себе отвечает на вопрос, что он понял хорошо, а что усвоил не до конца, что он может сделать, а что пока не получается. И это очень важно. Так что не помогайте детям делать домашнее задание, не лишайте его возможности разобраться в себе самом. Если вопросы возникают, их ребенок должен адресовывать учителю.

минутное дело

Важно не забывать, что до 7-8 лет ребенок физически не способен долго фокусировать свое внимание на чем-то одном. Так, даже в первом классе детям сложно удерживать внимание и проявлять усидчивость дольше 7 минут. То есть дольше этого времени им очень сложно читать, слушать, писать, рисовать, штриховать, раскрашивать и т.д. У малышей лимит внимания еще ниже. Этот момент стоит учитывать, когда ребенок выполняет какое-то задание. Не требуете от него невозможного, не злитесь и не думайте, что с ним что-то не так. Лучше через каждые 7 минут делайте перерывы, переключайте его на другой вид деятельности, позволяйте попрыгать и порезвиться, а потом тактично приглашайте продолжить начатую работу. Принцип «Сначала сделай, потом – играй!» можно вводить не раньше окончания начальной школы, то есть с 9 лет. И эта планка тоже обусловлена особенностями детской физиологии.

7. Забываем о физических нагрузках

Уделяя огромное внимание учебе, оценкам и успеваемости, мы забываем о главном – ребенок должен развиваться не только умственно, но и физически. Ученые уже доказали: работа мозга напрямую зависит от силы мышц. Так что уровень владения телом во многом обуславливает успехи в учебе. Если ребенок физически слабый, мышцы производят меньше энергии, отчего сигналы и импульсы в мозгу проводятся медленнее. Все это снижает успеваемость. Есть один секрет: перед тем как усаживать ребенка делать домашнее задание или давать ему умственные нагрузки, позвольте ему вдоволь нагуляться и набегаться. Всего час активного отдыха на свежем воздухе и домашнее задание он будет делать гораздо эффективнее. И еще одна подсказка: прежде чем давать ребенку задания с применением ручки или карандаша, побуждайте его делать гимнастику для пальцев и кистей. Например, предложите размять руки с помощью эспандера или сделать поделку из пластилина.

Комментарии

0
под именем